Ежегодно журнал делает обзор новых и готовящихся законодательных актов, которые важно знать бизнесменам. «ДК» опросил юристов и выяснил, какие законы пойдут на пользу бизнесу, а какие — наоборот.
Законов, которые вызвали бурную реакцию в бизнес-сообществе, немало. Среди важнейших федеральных законодательных инициатив эксперты в первую очередь отмечают изменения, которые коснулись сферы госзаказов.
Так, с января 2014 г. вступит в силу новый закон о контрактной системе, он заменит действующий ФЗ-94 и будет регулировать все стадии госзакупок.
«Новый закон более подробно регулирует отношения в сфере государственных и муниципальных закупок, которая на данный момент показывает свою неэффективность. Надеюсь, он будет полезен и эффективен для бизнеса», — прокомментировала «ДК» директор «Юридического бюро Красновой» ДИАНА КРАСНОВА.
В этом законе достаточно много плюсов для бизнесменов, в нем прописаны действия по защите от недобросовестных поставщиков. Например, аукцион может быть признан недействительным, если было установлено, что члены комиссии или заказчик имеют родственные связи с победителем.
Кроме того, закон предусматривает ряд антидемпинговых мер. Так, если участником закупки предложена цена контракта, которая на 25% ниже начальной цены заказа, контракт заключается только после предоставления поставщиком обеспечения исполнения заказа и подтверждения добросовестности участника.
Своеобразной лакмусовой бумажкой будет служить реестр контрактов, с помощью которого заказчики будут анализировать, насколько добросовестно компания выполняла предыдущие контракты.
С одной стороны, закон защищает бизнесменов от недобросовестных конкурентов, с другой, ужесточает требования ко всем участникам аукционов. Эксперты подчеркивают, что предприниматели уже сейчас могут готовиться к этим новшествам: обучить сотрудников новым правилам работы системы госзаказа, провести аудит заключенных госконтрактов на предмет своевременности и полноты их исполнения.
Однако не все законодательные перемены позитивны для бизнеса, большинство новинок — 2013 направлено на ограничение предпринимательской деятельности и ужесточение контроля над ней.
Законодательные качели
В российской законотворческой практике нередки ситуации, когда закон выпускается, а через год вводится новый, пересматривающий или отменяющий действие прежнего. Зачастую такие истории связаны с поправками в Налоговый кодекс. Хорошим примером служит ситуация с отменой ЕСН и повышением страховых взносов до 34%. Эта инициатива серьезно ударила по рентабельности компаний, спустя год федеральная власть приняла решение понизить страховые взносы.
Аналогичная ситуация произошла и в текущем году. С 2013 г. в два раза выросли взносы во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей. Это повлекло за собой массовое закрытие ИП по всей стране. Законодатели уже отреагировали на недовольство бизнес-сообщества, внеся соответствующие изменения.
С января 2014 г. расчет взносов ИП за себя во внебюджетные фонды будет выглядеть так: фиксированный платеж в размере 19,4 тыс. руб. + 1% от суммы доходов, превышающих 300 тыс. руб. в год. Верхний предел установлен на уровне 129,9 тыс. руб. — больше «ипэшник» за себя не заплатит.
«Снижение страховых взносов для ИП по сравнению с тарифами 2013 г., безусловно, правильный шаг. Однако новая система расчета будет более выгодной для предпринимателей, зарабатывающих не более 1,6 млн руб. в год, — рассказал «ДК» управляющий партнер «Группы Каминского» ВЛАДИСЛАВ КАМИНСКИЙ. — Для более же успешных она будет дороже, чем в 2013 г. Будет ли это эффективно для развития бизнеса в целом? Сомнительно, поскольку успешные предприниматели будут вынуждены уйти с ИП на другую форму, например, ООО. Форма ИП останется интересной для развития микробизнеса».
Еще один неприятный для бизнеса закон — ФЗ-402, он отменяет льготные условия ведения бухучета для компаний, облагающихся налогом по упрощенной схеме. Раньше они освобождались от обязанности вести бухучет, с 2013 г. эти преференции отменили, теперь все компании обязаны представлять отчетность в полном объеме. Эксперты объясняют такое изменение стремлением
федерального правительства усилить контроль над уплатой налогов. Однако в настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, который вновь вносит изменения в ФЗ-402 и возвращает малому бизнесу возможность вести бухучет по «упрощенке». Данный законопроект принят Госдумой во втором чтении.
По мнению руководителя Сибирского отделения «Пепеляев Групп» в Красноярске ЕГОРА ЛЫСЕНКО, одним из наиболее важных законодательных актов года можно назвать 134-ФЗ. Между собой юристы называют его «антиотмывочным». Этот закон вносит изменения в ряд кодексов: УК, НК, ГК, УПК. Многочисленные поправки направлены на борьбу с незаконными финансовыми операциями.
«Достаточно жесткий закон. Он должен быть направлен на усиление мер по борьбе с преступными доходами, а на самом деле существенно ограничивает права бизнеса в целом, усиливает государственный контроль. Будет полезен для государства. Возможно, будет эффективен в плане давления на бизнес. С точки зрения реальной
борьбы с преступными доходами — вряд ли», — подчеркнула Диана Краснова.
Кроме того, введена новая статья УК за совершение валютных операций с использованием подложных документов. Под «подложными документами» понимаются бумаги, содержащие заведомо недостоверные сведения о целях и назначении перевода.
«Минимального порога суммы нет. А значит, перевод денежных средств на счет нерезидента с использованием подложных документов повлечет уголовную ответственность независимо от суммы операции», — комментирует «ДК» Егор Лысенко.
Также в рамках «антиотмывочного» закона существенно расширяются полномочия налоговых органов. С 1 июля 2014 г. налоговики получат доступ к банковским счетам физлиц в случае проведения камеральной налоговой проверки. Банки обязаны будут сообщать в налоговые информацию об открытии\закрытии счетов, изменении реквизитов своих клиентов, как юр-, так и физлиц. Налоговики во время камеральной проверки смогут запрашивать все первичные документы налогоплательщика, если по декларации НДС был заявлен к уменьшению, то во время камеральной проверки налоговики смогут запрашивать все первичные документы налогоплательщика. А с января 2015 г. налоговые инспекторы смогут даже проводить осмотры помещений, что вплотную приблизит камеральную проверку к выездной.
«Ранее налоговые органы имели возможность истребовать у участников конкретной сделки или третьих лиц только информацию, но не документы по сделке. Теперь полученные таким образом документы могут использоваться для планирования налоговых проверок», — отметил г-н Лысенко.
Бизнес однозначно ощутит на себе негативное влияние этих поправок, считает Владислав Каминский: «Налоговая по факту сможет проводить выездную, а значит, более болезненную для бизнеса проверку вместо камеральной. Последнее нерушимое право — банковская тайна частных лиц — будет ограничено менее чем через год. Думаю, большинство бизнесменов не проинформировано о данных изменениях в налоговом законодательстве, для них этот закон может стать неприятной неожиданностью».
Защитить честный бизнес
Одна из наиболее серьезных законодательных перемен — поправки во все четыре части Гражданского кодекса РФ. Изменения коснулись, главным образом, защиты бизнесменов от нечестных партнеров. В качестве базового принципа гражданского права объявлен «принцип добросовестности». Иными словами, честность бизнесмена стала основным критерием, позволяющим суду разрешать предпринимательские споры.
«Это означает, что если один из контрагентов вел себя с нарушением принципа добросовестности, обманывал, злоупотреблял своими правами, то он, скорее всего, не может рассчитывать на защиту своих прав судом. Даже если такой нерадивый коммерсант ссылается на формальную правильность своего поведения. Это новый универсальный и очень серьезный механизм защиты прав честных предпринимателей, чей бизнес не строится на обмане», — пояснили «ДК» в адвокатском бюро «Арбикон».
С сентября 2013 г. вступила в силу еще одна поправка (100-ФЗ) в Гражданский кодекс, в которой «принцип добросовестности» получил развитие. Она затрагивает оспаривание сделок. Теперь предприниматель, который ссылаясь на недействительность сделки, действует недобросовестно, не может добиваться признания такой сделки недействительной через суд.
«Стремление законодателя ограничить возможности разрушения сделок особенно важно для бизнеса, который заинтересован в стабильности гражданского оборота, в сохранении в силе тех договоров, которые уже были исполнены, — комментируют в «Арбиконе». — В большинстве цивилизованных европейских стран количество признаваемых ничтожными сделок во много раз меньше, чем в России. Теперь закон ориентирует и российского правоприменителя с осторожностью применять механизм объявления сделок вне закона. Поэтому значение этих изменений для предпринимателей трудно переоценить».
Еще один плюс изменений в ГК РФ — они прописывают право бизнесменов требовать от государства компенсации ущерба, причиненного даже правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. Ранее государство отвечало только за те акты и действия, которые были признаны незаконными.
Силовикам развяжут руки
В октябре текущего года Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, согласно которому следователям может вернуться утраченное ранее право начинать расследование налоговых дел на основании материалов оперативно-розыскных мероприятий. Сейчас поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служат только материалы налоговых органов.
Законопроект фактически восстанавливает ранее существовавший порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям — без решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности. Такой порядок действовал до конца 2011 г.
На восстановлении прежнего порядка настаивал Следственный Комитет РФ. Он и подготовил законопроект, ужесточающий борьбу с налоговыми схемами, в том числе меняющий процедуру возбуждения уголовных дел. Эксперты считают, что «старый новый порядок» способен ухудшить деловой климат.
Либерализация Уголовного кодекса РФ в отношении бизнес-сообщества, затеянная в 2011 г., уходит в прошлое, уверен Егор Лысенко.
«Теперь предприниматели останутся один на один со следователем: у оперативников появится возможность неформального давления, даже если реальные уголовные дела не будут возбуждаться. Можно прогнозировать увеличение злоупотреблений силовых ведомств, получающих доступ к самостоятельным проверкам налогоплательщиков, на предмет возбуждения уголовных дел, — резюмирует г-н Лысенко. — Действующий сейчас специальный порядок возбуждения уголовных дел обеспечивает профессионально грамотный и юридически корректный механизм возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Сомнительно, что результатом этого нововведения будет рост налоговых поступлений в бюджет».