Мораторий на оплату
наличными в интернет-магазинах может стать одной из действенных мер
борьбы с недобросовестными сетевыми продавцами, считают игроки рынка.
Защитники прав потребителей поддерживают инициативу, но указывают, что
для начала нужно повысить доверие людей к банковским картам. Например,
заставить банки возвращать держателям карт деньги, украденные
мошенниками.
На российском рынке интернет-торговли
практически отсутствует контроль за соблюдением законодательства, в том
числе и закона о защите прав потребителей. К такому выводу пришли
участники состоявшегося 25 января круглого стола Комитета по развитию
потребрынка Торгово-промышленной палаты РФ, посвященного рынку удаленной
торговли в России.
Многие игроки этого рынка злоупотребляют
использованием «серых» схем, что подрывает доверие покупателей, ведь
«серый» товар не обслуживается по гарантии и часто не соответствует
стандартам качества и безопасности, отметил председатель комитета ТПП по
развитию потребрынка Александр Борисов.
Что такое удаленная торговля
К
удаленной торговле кроме онлайн-коммерции относят дистанционную
торговлю (через каталоги, телефон, телевидение), прямые продажи и
торговлю с использованием автоматов. Крупнейшая доля рынка приходится на
интернет-торговлю.
Безнал победит
Одной
из наиболее действенных мер борьбы с недобросовестными игроками рынка
может стать мораторий на оплату наличными в интернет-магазинах. Об этом
на круглом столе заявил президент Российской ассоциации торговых
компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники
(РАТЭК) Александр Онищук.
В США и ряде стран Европы такого рода
мораторий уже практикуется. Онищук уверен, что в России он тоже будет
принят, правда, лишь через три-пять лет. «Рано или поздно российский
рынок к этому неизбежно придет»,— пояснил GZT.RU глава ассоциации.
По
его мнению, в отказе от «нала» кроются преимущества для потребителя:
снижение цены и рост качества услуг. «Доставка будет обходиться
покупателю гораздо дешевле,— уверен он.— Ему не придется косвенно
оплачивать услуги инкассатора». Кроме того, управление товарами и
налоговая отчетность для продавца станут проще, что также удешевит
бизнес. В результате магазины смогут либо снижать розничные цены, либо
повышать эффективность своей работы, ожидает Онищук: будет
оптимизироваться работа сайтов, станет быстрее курьерская доставка,
увеличится ассортимент.
«Кроме того, благодаря переходу на
исключительно безналичный расчет с покупателем интернет-магазины
сэкономят на операциях по оприходованию наличности, а также обезопасят
своих курьеров, которых сегодня частенько грабят,— отмечает глава
РАТЭК.— Уйдет весь „серый" и „черный" сегмент, мы избавимся от
нелегальных участников, и у нас станет полностью прозрачной вся
финансовая деятельность интернет-магазинов».
Не хватает законов против кибермошенничества
Защитники
прав потребителей поддерживают инициативу. «Меру нужно вводить в
течение трех-пяти лет,— соглашается председатель правления Конфедерации
прав потребителей Дмитрий Янин.— Это действительно барьер для
недобросовестных участников». Впрочем, до того, как она будет введена,
необходимо принять закон, по которому держатели карт будут защищены от
кибермошенничества, отмечает Янин. Он напоминает, что в Евросоюзе и США
банки обязаны возместить пострадавшему украденное мошенниками, если не
докажут, что тот является соучастником. «Это страхует людей от
мошенничества и позволяет им не волноваться при оплате услуг онлайн,—
говорит Янин.— Но в России до сих пор отсутствует законодательство,
которое заставляет банки возвращать украденное. Пока его нет,
расплачиваться картой в интернете рискованно, за исключением разве что
авиакомпаний, гостиниц и крупных интернет-магазинов».
Ввести
мораторий пока мешает недостаточная защита средств на электронных
счетах, соглашается Онищук. «Проникновение карт неглубокое, доверие к
ним— нулевое, и банки у нас хуже защищают транзакции, чем в Европе и
Америке,— сетует эксперт.— Карты используются, как правило, зарплатные, и
люди полностью снимают с них деньги в день зарплаты».
Выбор за покупателем
Не
стоит опасаться, что покупателя ограничат в выборе формы оплаты,
считает Дмитрий Янин. «У потребителя есть альтернатива: он может пойти в
обычный магазин и покупать там»,— говорит эксперт. Не будет проблем и с
возвратом товара, если брать пример у стран, где этот механизм
отработан. К примеру, в Великобритании банк несет такую же
ответственность, как магазин, если покупателю доставлен некачественный
товар. «Если вам привезли неработающий телевизор, в Англии можно
предъявить претензию и банку, и продавцу,— говорит Янин.— Кроме того,
можно оспорить сделку, заявив, что доставленный товар не соответствует
оговоренным условиям. В этом случае банк отзовет платеж и спишет деньги
со счета интернет-магазина».
Где «кэш», там уход от налогов
Впрочем,
у предложенной меры есть и противники. «Решить проблему „серой" и
„черной" торговли таким образом не получится,— уверен председатель
Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.—
Маленькие компании не смогут организовать прием платежей карточками. А
значит, это будет означать борьбу против маленьких компаний, которые
продают товар объективно дешевле». Крупные компании в итоге получат
неоправданные преимущества, опасается Иванов.
«Наладить систему
интернет-платежей сегодня вполне доступно малому и среднему бизнесу,—
возражает Дмитрий Янин.— По сути, уйдут не малые игроки рынка, а те, кто
не платит налоги. Потому что „кэш" в большинстве случаев— это признак
ухода от налогов».