Автор статьи - Зюзько
Владимир Владимирович, бизнес-консультант
Одно из определений эффективности.
Эффективность – способность получать результаты с наименьшими затратами
ресурсов (Stewart, 1985).
В самом общем упрощенном виде, эффективность, применительно к
организации, – отношение выручки предприятия к издержкам.
Исходя из определения, существует следующие варианты повышения
эффективности:
1. Выручка растет быстрее, чем затраты.
2. Затраты снижаются быстрее, чем выручка.
3. Идеальный вариант – выручка растет, затраты падают.
Наблюдаются две тенденции.
1. В период стабильности и роста рынка внимание руководителей и
собственников сосредоточено, как правило, на завоевании рынков, росте
выручки, затратам уделяется мало внимания.
2. В период кризиса внимание руководителей и собственников
сосредоточено, как правило, на снижении затрат. На втором месте – как
удержать выручку на прежних показателях, реже, как поднять выручку.
Безусловная польза кризиса в том, что он заставляет руководителей
серьезно думаться о затратах предприятия и о повышении эффективности
работы организации.
Зачастую, самыми доступными способами снижения затрат во время
кризиса являются:
1. Сокращение ФЗП (урезание премий, сокращения).
Более 80% российских компаний сокращают людей или зарплаты.
http://www.rokfeller.ru/carera/2008/12/04/094026.html?=sub_news_04Dec2008
2. Сокращение арендных платежей (переезд на меньшую и дешевую площадь).
3. Сокращение складского запаса (снижение нормы запаса, распродажа
неликвидов).
Что мы собственно и наблюдаем сегодня на Российском рынке.
Действия по пп.2 и 3 достаточно очевидны.
Не очевидны действия по п.1. Вопрос в том, как сократить затраты на
персонал во время кризиса так, чтобы не потерять в эффективности работы.
Ведь что-то же люди до этого делали, чем-то были полезны организации.
Здесь вспоминаются работы Ф.У. Тейлора и Ф. Джилберта.
«По нашей системе люди, не уставая, производят за то же время в
13! раз больше [кладут 350 кирпичей в час] (относительно
"эталона", задаваемого профсоюзом каменщиков, работавших по сдельной
системе оплаты и требовавших установить норму в 275 кирпичей в день и
повысить расценку). И получают при более легком, но одновременно гораздо
более производительном труде процентов на 35% больше, чем средний
каменщик на рынке».
http://www.triz-ri.ru/themes/method/management/management18.asp
И еще вспоминается стахановское движение. Очень хорошая была идея по
выводу страны из кризиса после революции. Жаль только, что ее испортили
плохим исполнением.
"Стахановским" движение названо по имени его зачинателя — забойщика
шахты "Центральная — Ирмино" (Донбасс) А. Г. Стаханова, добывшего за
смену 102 т угля при норме 7 т. Рекорд Стаханова был вскоре перекрыт его
последователями. Наибольшей выработки в Донбассе достиг Н. А. Изотов,
добывший 1 февраля 1936 на шахте № 1 "Кочегарка" (Горловка) 607 т угля
за смену.
В резолюции пленума [ЦК ВКП (б), декабрь 1935] подчёркнуто:
"Стахановское движение означает организацию труда по-новому,
рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в
производстве, освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной
подготовительной работы, лучшую организацию рабочего места, обеспечение
быстрого роста производительности труда, обеспечение значительного роста
заработной платы рабочих и служащих"
БСЭ http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00074/51300.htm
Возможно, не все знают, и об этом почти не пишут, но дело в том, что до
Стаханова каждый шахтер:
• Работал отбойным молотком,
• Подносил столбы и доски,
• Крепил свод шахты, используя столбы и доски,
• Выполнял другие работы.
Стаханов и Изотов, как высококвалифицированные специалисты, работали
только отбойным молотком, остальную работу делали менее
квалифицированные крепильщики. Поэтому выработку в 102 т (Стаханов) и в
607 т (Изотов) нужно поделить на несколько человек.
Тем не менее, производительность труда, благодаря стахановскому движению
в целом выросла очень значительно.
Развернувшееся стахановское движение способствовало значительному росту
производительности труда. Так … производительность труда в
промышленности СССР выросла … за годы 2-й пятилетки (1933—37) на 82%.
БСЭ http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00074/51300.htm
Что делает сегодня большинство продавцов (менеджеров по
продажам):
• Продают товар,
• Оформляют документы,
• Организуют и / или контролируют отгрузку,
• Выполняют другие работы.
Не прослеживаете ли Вы аналогию между тем, чем занимается современный
продавец и тем, чем занимались шахтеры до Стаханова?
Увы, реалии нашего рынка таковы, что в российских компаниях
квалифицированный персонал (не только продавцы) очень часто выполняет
много неквалифицированной, рутинной работы.
Это одна из причин, почему в России очень низкая производительность
труда.
Неэффективность трудовой деятельности россиян подчеркивают … цифры. По
расчетам Международной Организации Труда (МОТ), в 2005 году вклад
каждого гражданина в ВВП страны составил $ 15,563 тыс. При этом в США —
это почти $ 64 тыс. ежегодно, в восточноевропейских странах — $ 20-25
тыс., и даже в странах СНГ показатели приличнее: в Армении — $ 22,763
тыс., в Беларуси — $ 21,527 тыс., в Казахстане — $ 18,688 тыс.
http://www.jobsmarket.ru/?get_page=239&content_id=5680735
Сегодня разрыв в уровне производительности труда между 20%
лучших и 20% худших предприятий в каждой отрасли составляет от 10 до 20
раз.
http://www.chaskor.ru/p.php?id=1009
Методикам «оптимизации бизнес-процессов» и «оптимизации организационной
структуры» уже несколько десятков лет.
Производительность труда – один из ключевых показателей эффективности
работы организации.
Простое сокращение персонала в кризис позволяет компании что-то
сэкономить в краткосрочной перспективе, но практически никак не
отражается на итоговой эффективности организации в долгосрочной
перспективе.
Простое сокращение персонала в кризис не является действенной
антикризисной мерой.
Ключ к повышению эффективности работы организации, выживанию в кризис и
лидированию – повышение производительности труда благодаря разделению
(перераспределению) труда между сотрудниками организации, внедрению
современных бизнес-технологий. Это очень мощный резерв для повышения
эффективности компании во время кризиса.
На заре рыночных отношений, пока рынок был «пустым», выигрывал тот, кто
был проворнее других. Работал принцип: «Кто первым встал, того и тапки».
Сегодня эта стратегия работает намного хуже, поскольку рынок достаточно
наполнен.
Кризис сделал рынок еще более тесным. Выживут и вырвутся вперед
те, кто использует бизнес-технологии, те, у кого лучше оптимизирована
структура, квалифицированные функции отделены от не квалифицированных,
отлажены бизнес-процессы, как следствие, оптимизированы затраты.
Уважаемые руководители и собственники бизнеса!
Благодаря Вашему таланту родилось и развилось много интересных бизнесов.
Но невозможно быть мастером на все руки.
Если Вы решите оптимизировать свою организационную структуру,
перераспределить работу и обязанности, оптимизировать бизнес-процессы,
повысить эффективность бизнеса, пригласите все-таки для этого
профессионала, владеющего специальными инструментами.
Источник: http://www.profrost.ru/papers/178.html |