Автор статьи - Зюзько Владимир Владимирович, бизнес-консультант
Одно из определений эффективности. В самом общем упрощенном виде, эффективность, применительно к организации, – отношение выручки предприятия к издержкам. Исходя из определения, существует следующие варианты повышения эффективности:
1. Выручка растет быстрее, чем затраты. 2. Затраты снижаются быстрее, чем выручка.
3. Идеальный вариант – выручка растет, затраты падают. Наблюдаются две тенденции.
1. В период стабильности и роста рынка внимание руководителей и
собственников сосредоточено, как правило, на завоевании рынков, росте
выручки, затратам уделяется мало внимания. Безусловная польза кризиса в том, что он заставляет руководителей серьезно думаться о затратах предприятия и о повышении эффективности работы организации. Зачастую, самыми доступными способами снижения затрат во время кризиса являются:
1. Сокращение ФЗП (урезание премий, сокращения). http://www.rokfeller.ru/carera/2008/12/04/094026.html?=sub_news_04Dec2008
2. Сокращение арендных платежей (переезд на меньшую и дешевую площадь).
3. Сокращение складского запаса (снижение нормы запаса, распродажа
неликвидов).
Что мы собственно и наблюдаем сегодня на Российском рынке. Действия по пп.2 и 3 достаточно очевидны. Не очевидны действия по п.1. Вопрос в том, как сократить затраты на персонал во время кризиса так, чтобы не потерять в эффективности работы. Ведь что-то же люди до этого делали, чем-то были полезны организации. Здесь вспоминаются работы Ф.У. Тейлора и Ф. Джилберта.
«По нашей системе люди, не уставая, производят за то же время в
13! раз больше [кладут 350 кирпичей в час] (относительно
"эталона", задаваемого профсоюзом каменщиков, работавших по сдельной
системе оплаты и требовавших установить норму в 275 кирпичей в день и
повысить расценку). И получают при более легком, но одновременно гораздо
более производительном труде процентов на 35% больше, чем средний
каменщик на рынке». И еще вспоминается стахановское движение. Очень хорошая была идея по выводу страны из кризиса после революции. Жаль только, что ее испортили плохим исполнением.
"Стахановским" движение названо по имени его зачинателя — забойщика
шахты "Центральная — Ирмино" (Донбасс) А. Г. Стаханова, добывшего за
смену 102 т угля при норме 7 т. Рекорд Стаханова был вскоре перекрыт его
последователями. Наибольшей выработки в Донбассе достиг Н. А. Изотов,
добывший 1 февраля 1936 на шахте № 1 "Кочегарка" (Горловка) 607 т угля
за смену. БСЭ http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00074/51300.htm Возможно, не все знают, и об этом почти не пишут, но дело в том, что до Стаханова каждый шахтер:
• Работал отбойным молотком, • Подносил столбы и доски,
• Крепил свод шахты, используя столбы и доски,
• Выполнял другие работы. Стаханов и Изотов, как высококвалифицированные специалисты, работали только отбойным молотком, остальную работу делали менее квалифицированные крепильщики. Поэтому выработку в 102 т (Стаханов) и в 607 т (Изотов) нужно поделить на несколько человек. Тем не менее, производительность труда, благодаря стахановскому движению в целом выросла очень значительно. Развернувшееся стахановское движение способствовало значительному росту производительности труда. Так … производительность труда в промышленности СССР выросла … за годы 2-й пятилетки (1933—37) на 82%. БСЭ http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00074/51300.htm Что делает сегодня большинство продавцов (менеджеров по продажам):
• Продают товар, • Оформляют документы,
• Организуют и / или контролируют отгрузку,
• Выполняют другие работы. Не прослеживаете ли Вы аналогию между тем, чем занимается современный продавец и тем, чем занимались шахтеры до Стаханова? Увы, реалии нашего рынка таковы, что в российских компаниях квалифицированный персонал (не только продавцы) очень часто выполняет много неквалифицированной, рутинной работы.
Это одна из причин, почему в России очень низкая производительность
труда. http://www.jobsmarket.ru/?get_page=239&content_id=5680735 Сегодня разрыв в уровне производительности труда между 20% лучших и 20% худших предприятий в каждой отрасли составляет от 10 до 20 раз. http://www.chaskor.ru/p.php?id=1009
Методикам «оптимизации бизнес-процессов» и «оптимизации организационной
структуры» уже несколько десятков лет. Производительность труда – один из ключевых показателей эффективности работы организации. Простое сокращение персонала в кризис позволяет компании что-то сэкономить в краткосрочной перспективе, но практически никак не отражается на итоговой эффективности организации в долгосрочной перспективе. Простое сокращение персонала в кризис не является действенной антикризисной мерой. Ключ к повышению эффективности работы организации, выживанию в кризис и лидированию – повышение производительности труда благодаря разделению (перераспределению) труда между сотрудниками организации, внедрению современных бизнес-технологий. Это очень мощный резерв для повышения эффективности компании во время кризиса. На заре рыночных отношений, пока рынок был «пустым», выигрывал тот, кто был проворнее других. Работал принцип: «Кто первым встал, того и тапки». Сегодня эта стратегия работает намного хуже, поскольку рынок достаточно наполнен. Кризис сделал рынок еще более тесным. Выживут и вырвутся вперед те, кто использует бизнес-технологии, те, у кого лучше оптимизирована структура, квалифицированные функции отделены от не квалифицированных, отлажены бизнес-процессы, как следствие, оптимизированы затраты. Уважаемые руководители и собственники бизнеса! Благодаря Вашему таланту родилось и развилось много интересных бизнесов. Но невозможно быть мастером на все руки. Если Вы решите оптимизировать свою организационную структуру, перераспределить работу и обязанности, оптимизировать бизнес-процессы, повысить эффективность бизнеса, пригласите все-таки для этого профессионала, владеющего специальными инструментами. Источник: http://www.profrost.ru/papers/178.html | |
| |
Просмотров: 948 | |
Всего комментариев: 0 | |