Глава правления компании Dr.Oetker Аугуст
Эткер с
братомМногие семейные предприятия в Германии ведут свой бизнес уже в
третьем, а
то и в четвертом поколении. Доля таких фирм во внутреннем валовом
продукте
страны превышает 50 процентов. В чем секрет их успеха?
Далеко не у всех семейных предприятий в Германии
безупречная
репутация. Взять, к примеру, сеть магазинов косметики и товаров бытовой
химии,
принадлежащую семье Шлекер (Schlecker). В 1998 году земельный суд в
Штутгарте
приговорил чету Шлекер к десяти месяцам лишения свободы условно и к
выплате
штрафа в один миллион евро. Владельцы "империи" Schlecker были
признаны виновными в обмане своих подчиненных.
Другой пример: собственники фирмы по производству
модельных
железных дорог Märklin. Они так долго держались за устаревшую концепцию
ведения бизнеса, что в итоге были вынуждены продать свою компанию.
Мария-Элизабет Шеффлер Есть среди
семейных предприятий и такие, которые явно переоценивают свои силы и
возможности, например поставщик автозапчастей Schaeffler. Два года назад
владелица
фирмы Мария-Элизабет Шеффлер (Maria-Elisabeth Schaeffler) переняла
компанию по
производству автомобильных покрышек Continental. С тех пор не только
Continental, но и Schaeffler - в долгах как в шелках. А сама владелица
лишилась
более 90 процентов своего состояния, переместившись в списке самых
богатых
людей Германии с 15-го на 260-е место.
Тем не менее, сотрудник боннского Института
изучения
среднего бизнеса (IfM) Йохан Экхоф (Johann Eekhoff) считает, что в
долгосрочной
перспективе семейные предприятия более ответственно ведут бизнес. Ведь,
управляя такими компаниями, их владельцы исходят из того, что передадут
свое
дело по наследству. Они мыслят на поколения вперед, в то время как для
крупных
финансовых институтов и акционерных обществ главное -
ежеквартальные отчеты.
"Каждый квартал менеджеры вынуждены рапортовать о
показателях, свидетельствующих о росте, - говорит эксперт. - В отличие
от
акционерных обществ, семейные предприятия могут сказать себе: да, сейчас
не
самые лучшие времена, нам нужно пережить их, исправив ошибки". По словам
Экхофа, главное для них - добиться улучшения ситуации в долгосрочной
перспективе, в том числе ценой новых вложений и потерь.
Огромное число семейных предприятий в Германии
ведут свой
бизнес уже в третьем, а то и в четвертом поколении. По мнению Йохана
Экхофа,
они могли бы действовать еще успешнее, если бы легче относились к
привлечению
дополнительного капитала.
Кроме того, Экхоф указывает на то, что владельцы
семейных
предприятий неохотно берут в свою компанию новых собственников, не
являющихся
членами семьи, так как в таком случае "размывается" сама идея
семейного предприятия.
Патрик Аденауэр С другой стороны,
стремясь удержать бизнес в своих руках, семейные фирмы в Германии
вынуждены
проявлять чудеса изобретательности. В этом и состоит их особенность,
считает
глава Союза семейных предприятий ASU Патрик Аденауэр (Patrick Adenauer).
"В отдельно взятых отраслях они нередко являются
лидерами рынка, в том числе и мирового. Особенно в том случае, если
семейным
предприятиям удается занять свои рыночные ниши. От этого выигрывает и
экономика
всей страны", - резюмирует президент ASU.
Число семейных предприятий в стране превышает один
миллион.
Большинство молодых людей получают профессиональное образование именно
на таких
предприятиях, отмечает сотрудник Института изучения среднего бизнеса
Йохан
Экхоф.
"Причина молодежной безработицы в Испании, во
Франции и
некоторых других европейских странах - в том, что там плохо налажена
система
профессионального обучения, - уверен Экхоф. - Выпускникам школ нужно
идти на
производство, будто у них есть законченное специальное образование. Но
большинство фирм неохотно берут на работу неквалифицированные кадры". В
результате уровень безработицы среди молодежи в таких странах достигает
50 процентов.
90 процентов немцев мечтают работать в семейной
компании.
В Германии 60 процентов занятых
на немецком рынке труда
работают на семейных предприятиях. Почти 90 процентов немцев, судя по
опросу,
проведенному социологической службой Emnid, хотели бы работать в таких
компаниях. "В семейных фирмах царит атмосфера большой сплоченности, -
объясняет глава Союза семейных предприятий Патрик Аденауэр. - Это
качество
заложено в природе человека, поэтому многие мечтают найти именно такой
коллектив".
По мнению Аденауэра, в таких компаниях члены
семьи,
занимающие руководящие посты, как правило, в курсе всего происходящего:
"Каждый знает и чувствует это. Ведь семейные предприятия обычно
испытывают
больше отвественности за своих сотрудников"./Немецкая волна, 9 июня / |