Владимир Токарев: Маркетинг церкви
Где бы найти в России реальный пример, когда организация, пользуясь современной теорией маркетинга, достигла невиданных результатов или хотя бы смогла успешно функционировать длительное время? Этот вопрос не дает покоя участнику Сообщества – Владимиру Токареву, который рассуждает о маркетинговом аспекте религии.

Владимир Токарев

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Все чаще с самых разных трибун приходится слышать, что ответ на вопрос "С чего начать?" лежит в возвращении к Богу.

Поставим вопрос уже - с чего следует начать предпринимателю, если он намерен поставить у себя современную систему маркетинга.

Я предлагаю начать с изучения опыта ... Церкви, "спрос" на услуги которой не уменьшается в течение многих сотен лет.  Говорят, что религия заботится о нашей душе. А душой у нас занимается еще и психология. Может быть разгадка лежит в психологических особенностях человеческого поведения?
 

МАРКСИЗМ И РЕЛИГИЯ

До недавних пор считалось, что ошибки могут быть у кого угодно, но только не у Маркса или Ленина. Фактически и марксистское и ленинское учения канонизировали. Именно в этом, как мне кажется, близость православия и "социалистических идей", которые продолжают проповедовать сторонники Зюганова.

После начала перехода к рыночным преобразованиям не только ликвидировали кафедры КПСС, но повсюду произошла смена вывесок - кафедры "Политической экономии", например, были переименованы в кафедры "Экономики", "Экономических теорий" и т.п. В то время, как сами преподаватели прекрасно знали, что термин "Политическая экономия" был введен не Марксом, а Антуаном Монкретьеном, представителем меркантилизма.

На смену коммунистической вере вновь приходит вера православная. Все чаще можно встретить высказывания: "Православие спасет Россию". Воссоздаются центры православия и духовной культуры, появляются воскресные школы и т.п. Ничего плохого в этом нет, однако настораживает тот факт, что все реже в последнее время встречаются критические публикации по части религии. Русские люди быстро осознали смену идеологии. Раньше нельзя было критиковать Маркса, теперь остерегаются критически высказываться в отношении религии. Что изменилось в России? Только вера ... .

ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

Век техники: научно-техническая революция свершилась, набирает силу информационная революция.
Мы уже перестали следить за космическими полетами, они стали обыденными. Тем более удивительно, на фоне открытий 20 века, что практически не меняя своих основ, уверенной поступью в век грядущий входит религия, в частности христианство, которому весь мир уже отметил начало второго тысячелетия.

Сегодня меньшее удивление вызывает тот факт, что ЭВМ стали умещаться в дипломат (а некоторые экземпляры даже в карман пиджака). Большей загадкой выглядит то, что в век высоких технологий, когда в Дедов Морозов перестали верить даже самые маленькие, религия, являющаяся по мнению классиков марксизма "искаженным отражением реального мира", имеет огромную паству.

70 лет борьбы Советской власти с "религиозным опиумом" пошли на смарку - церкви восстанавливаются и строятся новые.

Сегодня борьба за души идет не между верующими и атеистами, а между сторонниками различных конфессий, хотя и здесь прогресс - они начали активно договариваться друг с другом.

В чем же дело, почему религия столь живуча? Правда ли, что без религии не может быть нравственности?

Может быть, попытки "научного подхода" к религии, где не последнее место занимал диалектический материализм, заранее были обречены на неудачу?

Вопросы остаются открытыми. Я не собираюсь "опровергнуть религию", как всякий нормальный человек с уважением отношусь к вере и верующим любых вероисповеданий. В данном случае меня, как исследователя, интересует лишь факт, что православие живо и будет, без сомнения, жить дальше. Почему верующих в существование НЛО несравненно меньше, хотя очевидно, что инопланетяне - это более правдоподобно, чем чудеса, которые совершил Христос?

Попробуем взглянуть на религию с точки зрения современного знания о психическом, с точки зрения психологии.

Психологические основы религии.

Потребностная модель человека.

Большинство современных психологов полагают, что источником активности высокоорганизованных существ являются их потребности, побуждающие действовать определенным образом и в определенном направлении.

Несомненно, потребностная модель человека позволяет объяснить его поведение наилучшим образом. Алгоритм упрощенной модели поведения человека через его потребности (М. Мескон и др. Основы менеджмента, 1992 г.)  вкелючает в себя следующие подпроцессы:

ПОТРЕБНОСТЬ – ПОБУЖДЕНИЕ – ДЕЙСТВИЯ – ЦЕЛЬ – СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ – ВЕРОЯТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БУДУЩЕМ

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние напряженности, а затем устремленности. Побуждение - это потребность, имеющая направленность на цель, достижение которой поможет ему удовлетворить возникшую потребность. Когда человек, совершая конкретные действия, удовлетворяет потребность (в еде, во сне, в общении и т.д.), его поведение закрепляется. Если потребность не полностью удовлетворена, или остается совсем не удовлетворенной, поведение человека в схожих обстоятельствах остается альтернативным.

Наблюдаемые факты доказывают, что степень удовлетворения в схожих условиях, полученная при достижении человеком цели, влияет на его поведение в будущем.

Абрахам Маслоу, один из наиболее почитаемых психологов в теории менеджмента, выделял следующие потребности: физиологические, в безопасности, социальные (в общении и др.), в уважении и самовыражении. Конечно, этот список человеческих потребностей не полон.

Зададимся вопросом, а что если обращение людей к Богу обусловлено в большей мере наличием конкретных потребностей, которые ему не удается удовлетворить иным способом.

ПОТРЕБНОСТИ, УДОВЛЕТВОРЯЕМЫЕ В ОБЩЕНИИ С БОГОМ

  • Одна из важнейших потребностей человека - потребность в безопасности. Новый завет четко определяет будущее верующих и неверующих. Так, Иоанн Креститель говорил народу: "Я крещу вас в воде, но придет тот, кто могущественнее меня, я не достоин развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата, которой Он просеивает зерно от соломы, уже у Него в руках, зерно он соберет в хранилище, а солому сожжет в неугасимом огне." (Ев. От Луки, 3:16,17).

·  Еще четче устрашение дано в письме к Евреям (12:25,26): "Если те, кто отказался слушать Его, говорящего на земле, не избежали своего наказания, то тем более не избежим его и мы, к которым Он обращается с небес".

Недаром, в православных церквях всегда больше людей пожилого возраста: они ближе к смерти, и они хотят защититься от страха смерти, иногда и не очень веря в Бога, на всякий случай.

  • Кроме безопасности христианство обещает своей пастве удовлетворение в такой важной потребности, как потребности в прощении (а кто из нас не грешен?). Попрекая Симона, в дом которого вошла блудница, Христос сказал: "Ты видишь эту женщину? Я пришел к тебе в дом, а ты не дал Мне даже воды, чтобы вымыть ноги, а она обливает Мне ноги слезами и вытирает их своими волосами! ... Говорю тебе, что ее грехи прощены, потому что она проявила такую большую любовь" (Ев. От Луки, 7:44-47).

  • Несомненно, верующие через Бога имеют возможность удовлетворять такие потребности, как потребность в общении, особенно в общении, когда нужно поделиться о сокровенном. Для этого у верующих есть Бог, которому можно рассказать о своих проблемах, болезнях, попросить о лучшем для себя и близких. Кроме того, верующие, собираясь вместе, даже если они мало общаются друг с другом, чувствуют свою принадлежность к общей группе, удовлетворяя такми образом естественную потребность любого "человеческого организма", воспитанного в обществе людей. Этим я объясняю увеличение количества верующих среди студентов.

  • Потребность в самоуважении часто соседствует с потребностью в мщении тем людям, которые нас обидели. И хотя христианство учит прощать врагов своих, всегда имеется возможность ожидать, что сбудется, написанное в Писании:

"Счастливы нищие, потому что вам принадлежит Царствие Божие. Счастливы вы голодные, потому что будете насыщены.

Счастливы вы, плачущие теперь, потому что вы будете радоваться и смеяться ...

Но горе вам, богатые, потому что вы уже получили свое утешение.

Горе вам, сытые, потому что вы будете голодать.

Горе вам, веселящиеся, вы будете рыдать и плакать." (Ев. От Луки, 6:21-25).

Хотя мы не располагаем статистическими данными, известно, что к Богу чаще обращаются люди, у которых есть серьезные проблемы - одиночество, тяжелая жизнь. Если они находят для себя утешение в общении с Богом, то они становятся верующими. При этом Церковь не сидит сложа руки, она активно использует средства, позволяющие ей воздействовать на эмоциональную сторону человека.

ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ

Исследования показывают, что человек глубже воспринимает те объекты, ту информацию, которая воздействует одновременно на большее количество органов чувств. Несомненно, православная, католическая и протестантская церковь использует это знание испокон веков. Верующие мы или нет, но мы не можем не восхищаться католическими костелами и православными соборами - подлинными произведениями искусства.

Органная музыка в костеле, хор в православной церкви воздействуют на чувства верующих сильнее, чем мысль проповедника, обличенная в словесную форму.

Американцы пошли еще дальше: песни евангелистов положены на современную музыку, что, несомненно, привлекает в церковь Христа молодежную аудиторию.

Любовь к Богу

Но, несомненно, главное чувство, которое культивируют все религии - это любовь, и, соответственно, высшей формой любви (чистой, бескорыстной) эти религии представляют любовь к Богу:

"Один из учитилей закона … спросил (Иисуса):

- Какая из заповедей самая важная?

Иисус ответил:

- Самая важная заповедь это: "Слушай Израиль! Господь Бог наш - единственный Господь. Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей дешой твоей, всем разумом и всеми силами твоими".

- Вторая заповедь: "Люби ближнего твоего, как самого себя". Нет заповедей важнее этих двух". (Ев. От Луки, 12,28 :31).

Следует при этом отметить, что человеческая любовь даже к божеству подразумевыает совершенство того, кого мы любим. Трудно, всем сердцем, любить нечто. Поэтому, например, евангелисты, обращаясь к детям, сегодня не просто проповедуют любовь к Христу, который изображен в … известном американском фильме "Иисус Христос" (см. "Христианская мораль и этика: основы общества. М, 1995). Несомненно, герой этого фильма не только внутренне совершенен, но и внешне довольно привлекателен (вспомним - у человека должно быть все прекрасно …).

Мне кажется, что попытки доказать тем, кто обращается к Богу, что Бога нет, что это фантазия человека, возникшая из его беспомощности перед силами природы, также малорезультативны, как информация о том, что "Курение опасно для здоровья!, обращенная к людям, удовлетворяющим свои ежедневные потребности в курении.

Очевидно, что пока потребности человека, управляющие его действиями и мотивами действий, существуют (то есть всегда), и пока каждый конкретный человек не найдет для способов реализовать эти потребности помимо Бога, у религии не будет проблем с потенциальными верующими.

Говорят, что XXI век будет веком психологии, и, вероятно, познание психологических процессов - это первый шаг человека к самому себе, к Человеку.

В данной статье я не собирался "опровергнуть религию", как всякий нормальный человек с уважением отношусь к вере и верующим любых конфессий.

Меня как маркетолога интересовал лишь вопрос, почему количество верующих с годами не убывает, почему православие живо и будет, без сомнения, жить дальше. Очевидно, что пока каждый конкретный человек не найдет для себя способов реализовать все свои потребности помимо Бога, у религии не будет проблем с потенциальными верующими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы хотите, чтобы ваша фирма процветала? Тогда вам нужен маркетинг, помогающий понять потребности существующих и потенциальных клиентов. Ошибка тех, кто полагает, что маркетинг как наука появился лишь в 70-е годы нашего века в том, что они просмотрели опыт Церкви, применяющей современную теорию маркетинга уже две тысячи лет. Вы хотите получать стабильный доход? Тогда обратитесь к опыту служителей культа.



Источник: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1356320/
Категория: Маркетинг | Добавил: infa24 (21.08.2010) | Автор: infa24 W
Просмотров: 1391 | Теги: маркетинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar