В октябре 2011 года доходы прессы от рекламы составили 3,783 млрд руб.
с НДС, или на 10,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года,
подсчитал АЦВИ на основе мониторинга московских и федеральных газет,
журналов и приложений к ним, осуществляемого TNS Media Intelligence.
Эксперт отдела исследования прессы АЦВИ Александр Ефремов называет
октябрьский прирост "невероятным": ситуация выправилась, несмотря на
крайне пессимистические прогнозы.
Стагнация рынка началась этим летом: объемы рекламы в прессе впервые с
августа 2010 года начали показывать отрицательную динамику — минус 0,1%
в июне и минус 7,3% в июле (см. график). В сентябре рынок
продемонстрировал падение на 1,5% по сравнению с аналогичным месяцем
прошлого года, до 3,038 млрд руб. Тогда из всех типов изданий ощутимый
прирост на 14% показали лишь ежемесячные журналы, их доля в доходах всей
прессы от рекламы увеличилась до 40%. Сегмент массовых еженедельных
газет просел в сентябре сразу на 11%: важнейшая для него группа
рекламодателей — "Медицина, лекарства, БАДы" — уменьшила бюджеты на 7%. С
такой оценкой не согласен коммерческий директор ИД "Коммерсантъ" Павел
Филенков: по его мнению, третий квартал, наоборот, демонстрировал
стабильный прирост на 11-13% по всему рынку прессы.
В октябре значительное увеличение сборов показали почти все типы
изданий, за исключением рекламных (потеряли 17%, до 416 млн руб. по
итогам месяца), считает АЦВИ. Наибольший рост зафиксирован в сегменте
ежедневных газет — на 27,9%, до 550 млн руб. Он не объясняется
появлением предвыборной политической рекламы: ее объем в октябре
оценивается лишь в 1 млн руб. по сравнению с практически нулевым уровнем
годом ранее, а размещалась она лишь в одной ежедневной газете —
"Московских новостях".
Женские журналы прибавили 11,5%, до 817,1 млн руб., телегиды — 14,8%,
до 369,7 млн руб., массовые еженедельные газеты — 9,6%, до 318,7 млн
руб. В "Комсомольской правде", например, летом и в сентябре падение
сборов составляло около 4% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого
года, говорит гендиректор одноименного ИД Владимир Сунгоркин. После
неожиданно резкого прироста в октябре пятничная "Комсомолка" и
"Аргументы и факты" даже увеличили объем выпуска до рекордных для
посткризисного периода 96 полос, отмечает он. Ежедневный выпуск
"Комсомолки" при этом также увеличился — с 28-32 до 40 страниц. По
словам господина Сунгоркина, октябрьские продажи были успешными и в
регионах, где в среднем по итогам десяти месяцев года рекламные сборы
выросли на 6-7%.
Наиболее резкий прирост среди товарных категорий был в октябре в
рекламе мобильных телефонов — сразу на 185% до 27 млн руб. С другой
стороны, бюджеты на рекламу в прессе услуг сотовой связи сократились на
28%, до 20 млн руб. Традиционно одна из крупнейших для прессы категорий
"Парфюмерия и косметика" в октябре продолжила снижение, сократив бюджеты
на 7,4% (в сентябре падение по категории составляло 16%, а в июне —
более 20%), до 361 млн руб., и опустилась с первого на четвертое место
среди товарных сегментов. На первое место вышла реклама одежды, обуви и
аксессуаров, прибавившая 32,1% до 455 млн руб.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок
рекламы в прессе за три квартала 2011 года достиг 28-28,2 млрд руб. за
вычетом НДС, увеличившись на 7%. По итогам всего года прирост может
составить около 11%, до 42,18 млрд руб., а в 2012 году рынок, возможно,
прибавит еще 10%, до 46,398 млрд руб., прогнозировала в октябре
ZenithOptimedia. В четвертом квартале 2011 года динамика рынка останется
положительной, но может замедлиться в связи с ожиданием участниками
рынка кризисных тенденций, которые, впрочем, пока не проявляются в
экономических показателях, считает господин Филенков.
На прессу по итогам января—сентября приходилось 15,6-15,7% всего
рекламного рынка в России, который в целом увеличился за этот период на
25%, до 179-180 млрд руб., сообщала АКАР. Кроме прессы помесячную
динамику можно отследить еще в телерекламе. По оценке компании "Квенди
Русмедиааудит", основанной на данных TNS, 40 крупнейших рекламодателей
на телевидении в октябре сократили свои бюджеты на 1%, тогда как еще в
августе и сентябре прирост составлял 33% и 30% соответственно.
Коммерсантъ