12 декабря "Яндекс" запустил новую поисковую платформу
"Калининград", учитывающую личные интересы и предпочтения пользователей
при формировании подсказок и ранжировании результатов поиска. Об этом
сообщается в поступившем в "Ленту.ру" пресс-релизе.
Чтобы показать наиболее подходящие варианты, персональный поиск
"Яндекса" анализирует предыдущие запросы пользователя, сайты, на которые
он переходит из выдачи, и его языковые предпочтения. Таким образом,
разные пользователи будут видеть разные подсказки и ссылки.
В описании технологии (см. ниже)
говорится, что персональный поиск срабатывает по 75-80 процентам
запросов. В случае, если введенную ключевую фразу нельзя связать с
историей запросов, пользователь увидит "обычные" результаты.
Персональный поиск включен по умолчанию у активных пользователей "Яндекса". Отключить его можно в настройках аккаунта.
Языковые предпочтения "Яндекс" начал учитывать с лета 2011 года. Введенная в
августе платформа "Рейкьявик" анализирует, сайты на каких языках
пользователь выбирает чаще всего, и меняет выдачу в зависимости от
этого.
В феврале 2012 года российский поисковик начал показывать в подсказках те запросы, которые пользователь уже вводил раньше.
Lenta.ru | На
один и тот же вопрос может быть несколько правильных ответов — в
зависимости от нужд пользователя. Например, кому-то по запросу
[nevermind] нужно найти перевод слова, а кому-то — альбом Nirvana.
Персональный поиск умеет учитывать личные интересы и предпочтения
пользователя и выбирать наиболее подходящий для него ответ. В
основе персонального поиска лежит анализ поискового поведения — какие
запросы задает человек, на какие сайты переходит, на каком языке
общается с поисковой системой. Анализируя поисковую историю пользователя,
Яндекс делает вывод о том, что ему сейчас важно и интересно. Так, если
человек ищет бесплатный софт, бесплатные книги и музыку, вероятно, его в
принципе интересует бесплатный контент. А если пользователь часто
переходит на англоязычные сайты, значит, ему интересны ответы с
зарубежных ресурсов. Разумеется, потребности людей меняются, поэтому
Яндекс анализирует поисковую историю только за последние несколько
месяцев. Эти данные учитываются как при выборе подсказок, так и при
поиске ответа на вопрос. | ПодсказкиПерсональные
подсказки эффективнее обычных, так как подобраны для конкретного
человека. Яндекс пытается предугадать, о чем спросит пользователь, и
показывает ему эти запросы в подсказках. При этом он опирается на
вопросы людей с похожим поисковым поведением. Для этого было выделено
400 000 групп пользователей, интересы которых более-менее сходны.
Разумеется, человек не зачисляется ни в одну из этих групп навсегда. По
мере изменения интересов он переходит из одной группы в другую. Практика
показывает, что примерно четверть своих запросов пользователи задают
повторно и часто кликают по одним и тем же результатам. Таким образом
они переходят к любимым сайтам и документам. Чтобы облегчить им эту
задачу, Яндекс добавляет в подсказки недавние запросы человека и его
любимые сайты. Разумеется, при вводе запроса на соответствующие буквы.
Например, если вчера пользователь спрашивал про [варенье из вишни],
сегодня Яндекс сам предложит ему этот запрос в подсказках. А завсегдатаю
ВКонтакте покажет ссылку на его любимую сеть — стоит только начать
вводить ее название в поисковой строке. Отбирая
персональные подсказки, Яндекс учитывает также, какие запросы
характерны для одной поисковой сессии. Например, если человек только что
спрашивал [назад в будущее], и следующий его запрос начинается на «к»,
[кристофер ллойд] будет более полезен в подсказках, чем другие запросы
на эту букву. | Персональный ответМало
помочь человеку задать вопрос, нужно еще подобрать ему наилучший ответ.
Для этого используется специальная формула ранжирования. Она
подстраивается под каждого пользователя с учетом его интересов и
языковых предпочтений. А поскольку интересы людей меняются, Яндекс
каждый день пересчитывает данные его поисковой истории. С
помощью персональной формулы Яндекс определяет, насколько каждый из
найденных по запросу документов подходит конкретному человеку. Все
документы получают свою оценку и располагаются в результатах поиска в
соответствующем порядке. Получается, что по одному и тому же запросу
пользователи видят разные ответы. Например, вот как различаются
подсказки и результаты поиска для людей с разной поисковой историей: |
| | Понятно,
что персональный поиск срабатывает не по всем запросам, а только по
тем, которые можно связать с историей поисковых запросов. Например, если
человек никогда не искал в интернете фильмы и вдруг решил попробовать,
Яндекс не сможет сразу учесть его новые предпочтения. В среднем, Яндекс
дает персональные ответы на 75-80% запросов пользователя. Запросы,
которые попадают в эту группу, у каждого свои — так же как и своя
история поисков. По умолчанию
персональный поиск работает для всех, кто достаточно часто пользуется
поиском. И чем больше запросов задает человек, тем лучше поиск его
понимает. Если запросов и переходов к найденным ответам слишком мало,
персональный поиск просто отключается. И снова включается, когда человек
начинает задавать достаточное количество вопросов. Впрочем, каждый
пользователь может сам решать, нужен ему персональный поиск или нет. Его
можно в любой момент включить или отключить в настройках сервиса.
Подробнее: http://company.yandex.ru/technologies/personalised_search/index.xml |
|