27 марта мир отметит День театра. На старое
норильское кладбище, что рядом с автовокзалом, придут люди к скромному
памятнику, покрытому серебрянкой. Несколько лет назад мы c друзьями
случайно узнали, что здесь покоится убитый бандитами в 1954 году
художник Норильского Заполярного театра драмы Георгий Бакланов.
Последние
годы группа энтузиастов, молодых и пожилых норильчан, приходит летом на
заброшенный погост, чтобы прибраться здесь по мере сил. Однажды мы
обратили внимание на пожилую пару, которая кружила среди старых могилок.
Мы познакомились. Выяснилось, что люди ищут захоронение человека,
который отбывал с конца 1930–х заключение, работал оформителем в
проектной конторе комбината, художником в театре, а погиб от ножа ночных
грабителей. Об этом они узнали от норильчан, которые в Москве волею
случая встретились с его дочерью. Мира Георгиевна Бакланова, конечно,
уже в возрасте, да и нет таких средств, чтобы добраться до Норильска,
где она побывала в те далекие годы у отца. По ее просьбе добрая семья
норильчан Ведерниковых (сейчас живут в Вятке) облагородила захоронение,
установила на обелиске фотографию Георгия Федоровича, присланную
дочерью.Автор этих строк отвезла снимки с погоста,
фотоальбом о Норильске и городские сувениры Мире Баклановой, в
московском доме которой хранятся работы ее отца–художника, в том числе и
северные пейзажи, множество фотографий и документов, связанных с
историей его жизни в Норильске. С тех пор мы встречались уже несколько
раз. Меня познакомили и с семьей внучки художника Наталии Ромашовой,
которая после долгого разговора о ее необычном деде вдруг раскрыла томик
Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» и прочла строчки о
встрече американского журналиста с молодым Георгием Баклановым,
назначенным тогда Военно–революционным комитетом комендантом Царского
Села.
«Конечно, — кивнул мне молодой унтер–офицер по фамилии Бакланов,
объяснявшийся по–французски. — Но ведь у вас имеется сильно развитый
капиталистический класс? В таком случае капиталистический класс,
безусловно, должен подчинить себе и законодательство, и суд. Как же
народ может изменить это положение? Может, вы бы убедили меня в своей
правоте, поскольку я не знаю вашу страну, но для меня это совершенно
невероятно...»Джон Рид. Десять дней, которые потрясли мир. Восставшая Мексика. Издательство «Правда», М. 1988, 202 с.) |
| Георгий, Мария и Мира Баклановы. 1935 год | Без
сомнения, семейный архив Баклановых представляет огромный интерес для
Музея истории освоения и развития НПР. Георгий Бакланов, судя по
воспоминаниям Витольда Непокойчицкого, опубликованным в первом томе
известного издания «О времени, о Норильске, о себе...» был и в той самой
исторической группе архитектурно–строительного сектора, осматривавшей
летом 1939 года площадки для строительства будущего города. Я видела в
семейном архиве Баклановых снимок промышленной панорамы (на фото) с
такой подписью: «Эту панораму я делал по строительным чертежам, когда
была еще пустая гора снега и льда в 1942 году... Все это теперь живет в
природе города, как копия этой панорамы. 1.04.46 г. Георгий». За
несколько встреч с деятельной Мирой Георгиевной, которая ведет еще и
огромную работу в Совете ветеранов Арбатского района города Москвы, мы
успели посмотреть лишь малую часть домашнего архива. Нашли и уникальный
оригинал «Путеводителя по выставке «Город в Арктике», которая
посвящалась Норильску и проходила в Красноярске в 1946 году. Георгий
Бакланов принимал в ней участие. Есть и удостоверение от 10 марта 1945
года о том, что Бакланов Г. Ф. краевым союзом советских художников
призван организовать на Норильском комбинате филиал Союза художников
Заполярья. Руководителям учреждений и парторганизаций предписывалось
оказывать ему в этом всяческое содействие.С Мирой
Георгиевной побывали мы и на московском погосте в Кузьминках —
поклонились праху Марии Александровны, жены Георгия Федоровича
Бакланова, которая приехала к нему в Норильск и, по рассказу родных,
работала в лагерной больнице. В ту ночь, когда отморозки растерзали ее
мужа, она сама лежала в больнице. У родных хранится письмо, в котором
она рассказала дочери о трагедии... Как известно в семье, на Георгия
Федоровича, скорее всего, напали, чтобы снять одежду. Под старым плащом
был добротный венгерский костюм, присланный дочерью из столицы. Убийцы
так и не смогли справиться с неведомой им импортной застежкой... Есть и
городская легенда, о которой в «Заполярном вестнике» однажды упоминала
журналист Валентина Вачаева — наш герой спасал от грабежа и насилия
неизвестных женщин. Среди легенд о Бакланове есть и такая — он якобы
брал Зимний дворец с самодельным знаменем, на котором изобразил Георгия
Победоносца, пронзающего Змия... | Мира Бакланова | Среди
самых дорогих семейных реликвий — письмо и фотографии Юры, сына Георгия
и Марии Баклановых, погибшего 24 марта 1942 года и похороненного в
печально известной деревне Мясной Бор Новгородского района Ленинградской
области...В старой кожаной папке у Миры Георгиевны
я нашла и заявление в Генпрокуратуру Союза ССР о пересмотре дела,
написанное ее матерью. Из заявления стало ясно, что Г. Ф. Бакланову было
предъявлено обвинение как члену троцкистской организации, его
заподозрили в террористической деятельности. Георгий Бакланов был
осужден Особым совещанием НКВД СССР на пять лет. Сначала его отправили в
Абакан, а в 1938 году — в Норильск, где с 1943 года он был на вольном
поселении.Уже после гибели Георгия Федоровича был
получен документ, что «дело по обвинению гр. Бакланова Георгия
Федоровича, работавшего до ареста художником, пересмотрено Президиумом
Московского городского суда 9 мая 1960 года. Постановление Особого
совещания при НКВД СССР от 10 апреля 1936 года отменено, а дело в
отношении гр. Бакланова Г. Ф., 1894 г. р., производством прекращено за
недоказанностью обвинения».Выпускник Императорской
школы живописи в Санкт–Петербурге, живой, деятельный, жаждущий
переустроить мир, Георгий Бакланов принимал участие в Первой мировой
войне, был участником июльского восстания и октябрьского переворота,
гражданской войны. В 1920 году демобилизовался, учился в Свердловском
университете в Москве. До ареста работал художником в разных
учреждениях. Мира Георгиевна рассказывала, что он был известен в столице
как ведущий художник Музея Революции, принимал участие в оформлении
кинотеатра «Художественный» и других известных объектов культуры. Горячо
верил в светлое будущее человечества и в то, что жизнь в любимой стране
его творческими усилиями станет прекраснее... | На старом погосте | Конечно,
Мира Георгиевна расспрашивала меня о Норильске, о судьбе театра, в
котором работал ее отец. Подарила фото Георгия Федоровича в молодости,
копию программки комедии «Богатые невесты» по Островскому, поставленной в
1950 году режиссером Д. И. Граниным, «оформление художника — Г. Ф.
Бакланова». В главных ролях — Эдда Урусова и Георгий Жженов, с его женой
Мира Бакланова общалась потом и в Москве... В прошлом году, в день
дарителя, от ее имени мы все реликвии передали в Музей истории НПР.
Наверное, было бы справедливо пригласить Миру Георгиевну в Норильск в
конце октября, когда мы отмечаем День памяти жертв политических
репрессий. Летом ей исполнится 85 лет, но духом и настроем на жизнь она
крепка. Ей есть еще чем поделиться и с нашим музеем, и с театром, и есть
силы прилететь в Норильск, чтобы самой поклониться могилке отца.В
Международный день театра мы поздравим ее по телефону с праздником и
отнесем цветы ее удивительному отцу — Георгию Победоносцу, которому так и
не суждено было покинуть город своей роковой ссылки...
Ирина ДАНИЛЕНКОФото автора и из архива семьи Баклановых
http://gazetazp.ru/2012/41/6/
|