Расходы на рекламу в рунете в 2010 году выросли на 40%, до 21,86 млрд руб., подсчитало агентство MindShare Interaction специально
для "Ъ". Самыми активными оказались ритейлеры — они потратили на 67%
больше. Еще одной особенностью года стала активность компаний в
социальных сетях и блогах.
В общих расходах (21,86 млрд руб. без НДС) на контекстную рекламу
(коммерческие ссылки в результатах поиска или на профильных ресурсах)
пришлось 13,7 млрд руб. (рост на 44%), на медийную (баннеры, всплывающие
окна и другие форматы) — 8,16 млрд руб. (на 33%), сообщило
MindShareInteraction.
Топ-10 рекламодателей увеличили затраты на медийную рекламу на 61%,
до 2,769 млрд руб. (см. таблицу). Рейтинг не составляется для
контекстной рекламы, так как отдельные бюджеты на нее невелики: в
основном она используется представителями малого и среднего бизнеса.
Для составления рейтинга MindShare Interaction использует мониторинг
выходов интернет-рекламы, который проводит компания TNS Media
Intelligence, а также само отслеживает размещение баннеров на 120
наиболее востребованных сайтах. Бюджеты рассчитываются на основе
официальных прайс-листов, к которым применяется средняя скидка: с
бюджетами до 50 млн руб.— 40%, свыше 50 млн руб.— 45%.
Крупнейшими рекламодателями в сегменте медийной интернет-рекламы
по-прежнему являются автопроизводители и их дилеры, следует из расчетов
агентства. Возросшая после кризиса активность автопрома — одна из
особенностей прошлого года, констатирует директор по маркетингу
MindShare Interaction Юлия Удовенко. В 2010 году бюджеты
автопроизводителей и дилеров составили 31% всех расходов на медийную
рекламу против 22% в 2009-м.
Другими значимыми категориями рекламодателей остаются
телекоммуникационные компании и производители товаров повседневного
спроса (FMCG): они обеспечили по 16% всех расходов на медийную рекламу.
Затем следуют ритейлеры с долей 8%. Именно эта категория показала
наибольший прирост бюджетов за год — на 67%, до 617 млн руб.
На первую десятку рекламодателей приходится почти 34% затрат на
медийную интернет-рекламу, следует из рейтинга. На этот раз в топ-10
попали только три автопроизводителя, тогда как по итогам 2009-го их было
пять. Зато увеличилось присутствие производителей бытовой техники и
электроники: год назад присутствовал только Samsung Electronics, на этот
раз вместе с ним фигурируют также LG Electronics и Nokia. "Большая
сотовая тройка" сохранила свое присутствие в полном объеме, из
производителей товаров повседневного спроса по-прежнему фигурирует
только Procter & Gamble (P&G).
Резкое увеличение активности P&G, являющейся крупнейшим
рекламодателем на ТВ, специалисты MindShare Interaction зафиксировали
еще по результатам первого полугодия: за январь—июнь 2010 года бюджет
P&G на интернет-рекламу вырос в пять раз, до 220 млн руб. (см. "Ъ"
от 11 августа 2010 года). По итогам всего года прирост оказался менее
значительным — на 199%, до 410 млн руб., но все равно P&G
продемонстрировал наибольшую динамику. Остальные производители товаров
повседневного спроса по-прежнему пассивны, констатирует госпожа
Удовенко. В российском офисе P&G вчера не ответили на запрос "Ъ".
"Оценка MindShare Interaction по динамике нашего бюджета в принципе
верная",— признает пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева.
Представитель российского офиса Nissan Татьяна Натарова подтвердила
общее увеличение рекламного бюджета, но конкретные цифры предпочла не
комментировать. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая обращает внимание, что
оператор активно инвестирует в интернет, но значительную часть бюджета
тратит на спецпроекты и на активность в социальных медиа, которые не
отражены в получившемся рейтинге.
Такие коммуникации, как ведение собственных страниц в социальных
сетях, создание групп, комментарии в блогах, активно используются,
поэтому рейтинг MindShare Interaction только по медийной рекламе создает
не совсем верное представление о реальных вложениях ведущих брендов в
интернет, отмечает гендиректор агентства AdWatch Андрей Чернышов.
Поэтому, по его словам, реальные бюджеты крупнейших рекламодателей
рунета на 20-30% больше. "Если сложить все виды рекламы, позиции таких
компаний, как МТС, Samsung, Nokia, были бы гораздо выше, а в рейтинг
вошли бы, к примеру, Unilever, General Motors",— полагает господин
Чернышов. Юлия Удовенко соглашается, что затраты на спецпроекты и
активность в социальных сетях уже достаточно высоки, но адекватной
методики, как правильно считать такие бюджеты, пока нет.
КоммерсантЪ