Google разрабатывает собственный индекс потребительских цен — на основе
данных сайтов интернет-магазинов. Но вряд ли Google Price Index (GPI)
станет альтернативным показателем инфляции
О проекте Google по
подсчету изменения цен на товары в интернет-магазинах рассказал на
конференции в Колорадо его руководитель, главный экономист Google Хал
Варьян, пишет Financial Times. Система пока работает в тестовом режиме,
но тем не менее уже демонстрирует любопытные результаты. Так, GPI
показывает, что с рождественских праздников в США наблюдается отчетливый
тренд движения к дефляции, в то время как в Великобритании, по словам
Варьяна, за тот же промежуток времени можно заметить небольшой
инфляционный тренд, что объясняется, на его взгляд, слабостью фунта.
Ценовой
индекс Google может стать неофициальным показателем инфляции — так же,
как, например, для наглядного определения паритета покупательной
способности валют часто используют индекс бигмака, вычисляемый журналом
The Economist с 1986 г. Он использует цену этого бутерброда от
McDonald's в разных странах для определения реального курса местной
валюты.
Интернет помогает получать и обновлять экономические
данные гораздо быстрее, объясняет Варьян преимущества индекса Google.
Официальная статистика собирается вручную по ценам в магазинах и
публикуется лишь раз в месяц, да еще с задержкой в несколько недель. Но
GPI нельзя считать полной заменой официального индекса потребительских
цен, подчеркивает Варьян.
Индекс GPI был бы полезен в сочетании с
традиционными замерами инфляции, считает Оксана Осипова из Центра
развития Высшей школы экономики. Традиционный индекс потребительских цен
учитывает изменения цен на товары в интернет-магазинах, хотя и не
учитывает их отдельно, сообщил «Ведомостям» представитель минтруда США,
которое рассчитывает этот индекс. Возникает вопрос, насколько
репрезентативна потребительская корзина интернет-магазинов, говорит
Осипова.
Варьян не спорит, что в интернет-магазинах совсем другая
корзина товаров и услуг: например, если в официальном индексе доля
недвижимости в подсчете инфляции составляет 40%, то в интернете — всего 18%. GPI хорошо
коррелирует с индексом инфляции цен таких потребительских товаров, как
часы или фотоаппараты, которые чаще всего продаются в интернет-магазинах
— в отличие, к примеру, от автозапчастей.
Кроме того, непонятно,
как рассчитывать индекс по отдельным странам, говорит Осипова: с одной
стороны, они отличаются по уровню развития интернет-торговли, а с другой
— интернет-торговля интернациональна. Но в конечном итоге это
постепенный переход на глобальные показатели инфляции, замечает она.
GPI
— закрытый проект, говорит представитель Google Алла Забровская,
публичных данных по методике его расчета и значению нет, пока индекс
рассчитывается для США и Великобритании.
Google вообще еще не решил, будут ли данные по GPI открытыми, заключил Варьян.
http://digest.subscribe.ru/inet/inet/n384267955.html
|