В III квартале текущего года отечественный сегмент
интернет-рекламы впервые обошёл печатные средства массовой информации по
объёму доходов Как утверждают специалисты, темпы роста сегмента
интернет-рекламы в настоящее время составляют около 50-60%, и данный
тренд в ближайшие годы сохранится. Этой теме была посвящена
онлайн-конференция «Рекламные доходы рунета: впереди только ТВ», которую
традиционно организовала информационная группа «Finam.ru». Собранная
статистика показывает, что в III квартале текущего года отечественный
сегмент интернет-рекламы впервые обошёл печатные средства массовой
информации по объёму доходов. Убийственная тенденция «В
абсолютных цифрах в прессе доходы от рекламы тоже выросли (за 9 месяцев -
на 7% по сравнению с 9 месяцами прошлого года), но слабее, чем в
Интернете (57%) и в целом по рынку (25%)», - констатирует Алексей
Беляев, руководитель отдела интернет-исследований Аналитического центра
«Видео Интернешнл». Вообще объём рекламы в печатной прессе методически
сокращается каждый год. Надо отметить, что эта тенденция характерна не
только для России, но и для США, отмечает Алексей Романенко, и.о.
генерального директора компании «Бегун». Так, Ассоциация
коммуникационных агентств России (АКАР) подсчитала, что в третьем
квартале 2011 года расходы российских рекламодателей во Всемирной
паутине впервые превысили расходы в печатных СМИ. «На рекламу в
Интернете было потрачено почти на 2 миллиарда рублей больше. «Убьёт» ли
эта тенденция в итоге печатную прессу - не знаю, вряд ли. Очевидно одно -
все крупные издательские дома, как российские, так и
зарубежные, активно развивают интернет-версии газет и журналов», -
отметил эксперт. В настоящее время рынок интернет-рекламы растёт
достаточно быстрыми темпами - по 50-60% в год, и понятно, что такой
прогрессирующий рост не может быть вечным, отмечает Николай Шестаков,
директор по работе с клиентами компании «Яндекс»: «Конечно, например,
лет через пять рынок будет уже насыщен, и темпы увеличения объёмов
интернет-рекламы будут более спокойными», - прогнозирует эксперт. В то
же время рост количества пользователей Сети так же не будет «резиновым» -
в какой-то момент он станет происходить медленнее. Но даже после
прекращения роста количества пользователей Интернета будет повышаться их
активность - то есть времени, которое они будут проводить в Сети,
уверен Борис Овчинников, партнёр исследовательского агентства «Data
Insight». «В сочетании же с хорошей динамикой рекламного рынка в целом
это может поддерживать темпы роста интернет-рекламы в России на уровне в
десятки процентов в год ещё на протяжении долгого времени», - считает
аналитик. На сегодняшний момент, единодушно отмечали
эксперты-участники финамовской конференции, сегмент телевизионной
рекламы уверенно лидирует на российском рекламном рынке. «Причина
лидерства ТВ в России очень проста - три федеральных канала дают широкий
охват, особенно в тех социальных группах, где Интернет все ещё не может
похвастаться глубоким проникновением (пожилые люди, люди с невысоким
достатком, жители городов с населением до 100 тысяч человек), - говорит
Николай Шестаков, директор по работе с клиентами компании «Яндекс». -
Поэтому для компаний, продающих товары массового спроса (FMCG), ТВ
зачастую остаётся единственным способом рассказать о себе целевой
аудитории». В перспективе ближайших четырёх-пяти лет доля сегмента
телерекламы вряд ли опустится ниже 45-50% от общего объёма
медиарекламного рынка, прогнозирует аналитик УК «Финам Менеджмент»
Максим Клягин. Эксперт уверен, что на настоящий момент на сегмент
Интернета приходится около 15% (если рассматривать первые 9 месяцев 2011
года), но по итогам года, скорее всего, от общего объёма рынка рекламы
РФ можно будет увидеть 12-13%. «Полагаю, что к 2016-2017 годам доля
сегмента может вырасти до 25-30%» - считает аналитик. А вот задача
«догнать и, главное, перегнать» телевидение - более долгосрочная
перспектива. «Кроме того, нельзя исключать, что к тому времени в
результате интеграции технологий это будет, собственно, один и тот же
сегмент», - рассуждает участник конференции. По сведениям «J&P»,
веб-ТВ (или платный и бесплатный просмотр видео в Интернете) - один из
самых динамичных рынков в медиаиндустрии РФ в целом и во Всемирной
паутине в частности. Например, за первую половину 2011 года аудитория
интернет-видеопросмотра в России составила 41 миллион человек. При этом в
Великобритании и Франции данный показатель достиг около 34 миллионов и
40 миллионов человек соответственно. Лидером в этой области сейчас
является Германия - почти 47 миллионов человек. Специалисты сообщают,
что у российских пользователей Интернета особой популярностью пользуются
непрофессиональный или пиратский контент, но доля просмотра легальных
профессиональных ресурсов видеоконтента постоянно растёт. По данным
«J&P», в настоящее время большая часть телепросмотров приходится на
эфирные (бесплатные) ТВ-каналы, однако в скором будущем ситуация сильно
изменится. Существенно вырастет доля неэфирного ТВ, которая в текущем
году уже составила 13% и продолжает активно расти. По мнению
специалистов, через 5-6 лет она может вырасти с 13% до 38%,
сообщает www.bfm.ru. Рынок интернет-видео-рекламы в России к 2016
году вырастет в 7,7 раза, до 280 млн долларов, что составит
приблизительно 12% всего рынка интернет-рекламы. Об этом свидетельствуют
данные компании «J'son & Partners Consulting». В этом году доля
рынка интернет-видеорекламы в России может увеличиться до 36 млн
долларов с 18 млн долларов в 2010 году. Летнюю стагнацию пресса преодолела А
в это время рынок рекламы в центральной прессе опроверг
пессимистические прогнозы экспертов, продемонстрировав в октябре почти
11-процентный прирост к уровню прошлого года, свидетельствуют данные
Аналитического центра «Видео Интернешнл» (АЦВИ). После сентябрьского
падения объёмы выручки росли у всех изданий, кроме рекламных. В
октябре 2011 года доходы прессы от рекламы составили 3,783 млрд рублей с
НДС или на 10,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года,
подсчитал АЦВИ на основе мониторинга московских и федеральных газет,
журналов и приложений к ним, осуществляемого «TNS Media Intelligence».
Эксперт отдела исследования прессы АЦВИ Александр Ефремов называет
октябрьский прирост «невероятным»: ситуация выправилась, несмотря на
крайне пессимистические прогнозы. Напомним, стагнация рынка началась
этим летом: объёмы рекламы в прессе впервые с августа 2010 года начали
показывать отрицательную динамику - минус 0,1% в июне и минус 7,3% в
июле. В сентябре рынок продемонстрировал падение на 1,5%, по сравнению с
аналогичным месяцем прошлого года, до 3,038 млрд рублей. Тогда из всех
типов изданий ощутимый прирост на 14% показали лишь ежемесячные журналы,
их доля в доходах всей прессы от рекламы увеличилась до 40%. Сегмент
массовых еженедельных газет просел в сентябре сразу на 11%: важнейшая
для него группа рекламодателей - «Медицина, лекарства, БАДы» - уменьшила
бюджеты на 7%. С такой оценкой не согласен коммерческий директор ИД
«Коммерсантъ» Павел Филенков: по его мнению, III квартал, наоборот,
демонстрировал стабильный прирост на 11-13% по всему рынку прессы. В
октябре значительное увеличение сборов показали почти все типы изданий,
за исключением рекламных (потеряли 17%, до 416 млн рублей по итогам
месяца), считает АЦВИ. Наибольший рост зафиксирован в сегменте
ежедневных газет - на 27,9%, до 550 млн рублей. Он не объясняется
появлением предвыборной политической рекламы: её объём в октябре
оценивается лишь в 1 млн рублей по сравнению с практически нулевым
уровнем годом ранее. Женские журналы прибавили 11,5%, до 817,1 млн
рублей, телегиды - 14,8%, до 369,7 млн рублей, массовые еженедельные
газеты - 9,6%, до 318,7 млн рублей. В «Комсомольской правде», например,
летом и в сентябре падение сборов составляло около 4%, по сравнению с
аналогичными месяцами прошлого года, говорит гендиректор одноименного ИД
Владимир Сунгоркин. По его словам, октябрьские продажи были успешными и
в регионах, где в среднем по итогам десяти месяцев года рекламные сборы
выросли на 6-7%. Положительные тенденции должны сохраниться для
большинства печатных изданий до конца текущего года и в первом квартале
2012 года. Рекламные кампании уходящего года - выборы-2011,
предрождественнская и новогодняя - пойдут в плюс печатным изданиям.
Начало нового года ознаменуется для федеральных печатных изданий
рекламной кампанией выборов президента России и праздничными продажами:
23 февраля и 8 марта, - которые тоже должны сохранить или приумножить в
суммарных оценках объёмы рекламы в полиграфических изданиях. Благодетели рекламного рынка Наиболее
резкий прирост среди товарных категорий был в октябре в рекламе
мобильных телефонов - сразу на 185%, до 27 млн рублей. С другой стороны,
бюджеты на рекламу в прессе услуг сотовой связи сократились на 28%, до
20 млн рублей. Традиционно одна из крупнейших для прессы категорий
«Парфюмерия и косметика» в октябре продолжила снижение, сократив бюджеты
на 7,4% (в сентябре падение по категории составляло 16%, а в июне -
более 20%), до 361 млн рублей, и опустилась с первого на четвёртое место
среди товарных сегментов. На первое место вышла реклама одежды, обуви и
аксессуаров, прибавившая 32,1%, до 455 млн рублей.
http://www.nord-news.ru/main_topic/?mtopicid=337 |