14:58
Под стук вагонных колес
Норильской железной дороге, самой северной в мире, завтра исполняется 75 лет. Говорят, что за эти годы железнодорожники перевезли столько грузов, что вереница вагонов растянулась бы на полдороги до Луны. Ко дню своего юбилея железнодорожники сделали городу королевский подарок: открыли музей НЖД.
Под стук вагонных колес
Первый поезд по норильской земле пошел 12 февраля 1936 года, этот день и считается днем рождения Норильской железной дороги. Первый состав двигался по 14–километровой узкоколейке от поселка Валек в Норильск, к Нулевому пикету. Он вез грузы, доставленные Пясинским караваном: баржами, которые спустили по Енисею в Карское море, а потом по Пясине поднимали до Норилки. Кстати, этим же путем пришли в Норильск и первые локомотивы.В июле этого же года началось строительство узкоколейной дороги Дудинка — Норильск протяженностью 113 километров. Она существовала до 1955 года. С 1941 по 1952 год в Норильске строилась железная дорога нормальной колеи. А в 1953 году было построено здание вокзала и станция Норильск–Сортировочная.
Под стук вагонных колес
Один из самых старых и редких экспонатов музея – это мусорница (на фото в нижнем правом углу). Она висела в тамбуре одной из первых норильских электричек. Первая настоящая электричка пошла 12 октября 1957 года от станции Южная до рудника алевролитов.
Музей Норильской железной дороги разместили в бывшем зале ожидания. Там, где до 1998 года ждали электричек пассажиры и работала камера хранения, теперь разворачивается 75–летняя история НЖД в цифрах, фотографиях, картах и экспонатах. Есть тут прекрасно имитированные кабина машиниста тепловоза и рабочий уголок дежурного по станции и даже действующий входной светофор с переездной сигнализацией и шлагбаумом. Посетитель в музее может не только узнать о прошлом НЖД, но и почувствовать себя настоящим железнодорожником. На открытии музея руководитель НЖД Александр Бахарев и замдиректора ЗФ «Норникеля» по производству Владимир Зайцев с бОльшим оживлением поднимали и опускали шлагбаум, чем даже резали торжественную красную ленточку.В создании, сборе и подготовке экспонатов для музея участвовали все службы Норильской железной дороги: кабину машиниста, например, собирала локомотивная служба, а светофор — служба связи. Есть в музее предметы немалой исторической ценности. Их по тундре разыскивал и на своей спине притаскивал хранитель музея Николай Якушин.Конечно, создатели музея выставили далеко не все, многое осталось в кабинете и гараже Николая Якушина. Но музей будет пополняться и расширяться. В ближайшее время появятся столы с архивными документами НЖД. Но для посетителей музей уже открыт. Посидеть за рулем тепловоза или помахать сигнальными флажками можно каждую среду с 15 до 17 часов.
Николай ЯКУШИН, хранитель музея НЖД (на фото):
Под стук вагонных колес
В этой кабине все можно крутить, включать и трогать руками
– Все началось с того, что я выпросил у старожила две фотографии старых паровозов. Стал собирать другие снимки, связанные с историей НЖД. Потом засел в архивы: в наш, железнодорожный, в городской архив и в архив комбината. Сразу понял, что знаю об истории железной дороги Норильска еще мало. Собирал информацию, списывался с ветеранами дороги, которые мне слали и сейчас шлют свои воспоминания и фотографии.Ходил в тундру вдоль старых веток узкоколеек, собирал интересные предметы, хранил их в своем гараже. А однажды начальник дороги Александр Бахарев пригласил меня к себе и предложил заняться музеем НЖД.
Светлана ГУНИНА Фото Владимира МАКУШКИНА
Категория: Новости Красноярского края | Просмотров: 1008 | Добавил: infa24 | Теги: норильск, железная дорога | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar