Mittelstand, среднее сословие - так обобщающе немцы
называют малый и средний бизнес. В Германии насчитывается более трех
миллионов таких предприятий. Это не только важная составляющая
германской экономики, но и - наряду со средним бизнесом - один из ее
столпов. В мелких и средних фирмах занято свыше 70% всех работающих
немцев. Как говорят специалисты, таких показателей нет ни в США, ни в
Британии. Доля малого и среднего бизнеса в совокупном ВВП Германии
составляет 46,7%. Так что не только промышленные гиганты определяют лицо
немецкой экономики. Ее основу составляют малые предприятия, на которых
трудится до 9 человек. Здоровая конкуренция обеспечивает экономический
порядок, а создание новых предприятий дает людям работу, а казне -
доход. Поддержка малых предпринимателей традиционно стоит в числе
приоритетов экономической политики страны. То, как в Германии
поддерживают малое и среднее предпринимательство, можно сказать,
является примером для всей остальной Европы. Надо сказать, что еще в
середине позапрошлого столетия в Германии создавались сберегательные и
кооперативные банки, чтобы помочь малым предпринимателям выстоять перед
лицом надвигающейся индустриализации. Государство реально
заинтересовано в развитии малых и средних форм бизнеса. Получить
стартовый капитал начинающим бизнесменам помогает государственный банк
KfW, выдающий льготные кредиты на создание малой или средней фирмы.
Ежегодно банк выдает в кредит малым и средним предприятиям около 15,5
миллиарда евро. Половину коммерческого риска берет на себя государство.
Особые программы есть для начинающих бизнесвумен. Даже было создано
специальное агентство, помогающее женщинам, идущим в малый бизнес,
ориентироваться в новом для них деле. Министерство экономики Германии
создало интернет-сайт, на котором владельцам малого и среднего бизнеса
можно получить квалифицированный совет специалистов, бесплатно скачать
пакет программного обеспечения для составления бизнес-плана и т. д. Поддержка
малому бизнесу со стороны государства может носить прямой характер. К
примеру, в виде субсидий или надбавок. Или же в виде льготного
кредитования с низкой процентной ставкой и на длительный период (причем
минимум на первые два года предприятие освобождается от всяких выплат). И
все-таки приоритет отдается самостоятельности бизнеса, а не
государственной поддержке. Вмешательство "сверху" в экономические
процессы происходит лишь в той мере, в какой частный сектор нуждается в
нем. Например, если малый бизнес оказывается не в состоянии
приспособиться должным образом к условиям деятельности и общественным
требованиям. Или если ему мешают недостатки экономического развития. Для
поддержки ремесленной сферы германские власти предпринимают
нестандартные меры. К примеру, два года назад, в разгар кризиса, был
принят закон, позволяющий списывать с налогов значительную часть платы
за услуги ремесленника. Естественно, потребители стали гораздо охотнее
прибегать к легальным услугам сантехников, маляров, электриков. Сказать,
что существование немецкого малого бизнеса абсолютно безоблачное, было
бы явным приукрашиванием. Проблем хватает. Особенно по нынешним
временам. Это и ценовой демпинг, усилившийся в связи с кризисом.
Во-первых, сбивают цену конкуренты. А во-вторых, и потребители тоже
стремятся снизить цену за те или иные услуги. Встает перед мелкими
фирмами и кадровая проблема. Приток новых молодых специалистов у
небольших фирм в последние годы снижается. Молодежь не слишком охотно
идет в такие сферы, как ремесленничество. Есть и проблемы с
кредитованием малого бизнеса, что связано прежде всего с кризисом
банковской системы. Глобальный кризис, конечно, чувствительно ударил
по немецкому "Миттельштанду". Правда, не так сильно, как банки или
крупные компании, ориентированные на экспорт. В январе 2009 года Ангела
Меркель провела встречу с представителями малого и среднего бизнеса,
обсуждая с ними вопрос поддержки этого сектора германской экономики в
кризисных условиях. Речь шла, помимо прочего, об обеспечении малых и
средних предприятий кредитами, а также сохранности рабочих мест в
условиях кризиса. На фоне мирового кризиса в Германии были созданы
новые финансовые структуры, нацеленные на субсидирование бизнеса. В
частности, был создан фонд Deutschlandfond, который помог многим малым
предприятиям пережить тяжелые времена. В кризисную пору выросло число
микрокредитов (в Германии к ним относятся суммы до 25 тыс. евро) мелким
и средним фирмам, представляющим прежде всего ресторанный,
парикмахерский, ремонтный бизнес. В банках, работающих по программе
стимулирования малого и среднего предпринимательства, такие кредиты
выдаются под 4-6% годовых (для сравнения: в России - 18-20%), что в
несколько раз меньше обычных кредитов. В Германии малый и средний
бизнес, несмотря на глубокий экономический кризис, считается прибыльным.
Причем, как сообщает Deutsche Welle, наиболее успешными оказались
фирмы, число сотрудников которых составляет не более 10 человек. В
середине ноября немецкий банк развития KfW представил доклад, согласно
которому доля собственного капитала в совокупном капитале (показатель,
состоящий из размеров собственного капитала и балансового итога) малых и
средних предприятий в период с 2005 по 2009 год выросла на 4 процентных
пункта и составила 26,4%. А в кризисном 2009 году малые и средние
предприятия Германии в среднем улучшили показатели своего собственного
капитала на 1%. То есть прогнозы пессимистов, обещавших ухудшение
кредитоспособности малых и средних предприятий из-за финансового
кризиса, не сбылись, сообщает "МК". |