Клиентская аудитория из категории "малый и средний
бизнес" отказывается от кредитов. Почему это происходит, и будет ли
переломлен негативный тренд? Об этом шла речь на состоявшейся
онлайн-конференции Bankir.Ru с участием представителей ведущих
российских банков и участников рынка. Заместитель председателя
правления АКБ "Инвестторгбанк" Сергей Лягин поделился мнением: "Почему?
Так как велик уровень опасений в успехе кредитуемого мероприятия в
кризисный период. Все же нельзя говорить о том, что кризис миновал. По
многим направлениям спрос ниже докризисных уровней. И потребитель, и
производитель заняли осторожные позиции "меньше, но надежнее". Полагаю,
что это уже больше психологический, нежели экономический момент.
Постепенно это пройдет и начнется новый виток. Кстати, с обеих сторон (и
кредиторов, и заемщиков) кто быстрее начнет – тот больше заработает.
Главное раньше всех "и выйти". Вот рассчитать бы только когда". Начальник
управления по работе с корпоративными клиентами Банка БФА Георгий
Кабаков отметил: "Основными причинами можно назвать следующие факторы.
Во-первых, достаточно высокие процентные ставки, во–вторых, обязательные
условия по залогу (как правило, у МСБ нет ликвидных залогов, которые
могут выступить обеспечением по кредиту). Еще одним фактором является
недостаточная финансовая грамотность, т.е. порой предприниматели не
понимают условия получения кредита и то, как использовать полученные
кредитные средства. Кроме того, зачастую компания не готова раскрыть
полную информацию о своей деятельности, а это также является
обязательным условием. Что касается изменения ситуации в будущем, то,
как мне кажется, ситуация будет меняться, т.к. банки все больше
стараются донести до МСБ преимущества кредитования, разрабатывают
различные программы кредитования, при этом усиливается поддержка МСБ со
стороны государства и, в конце концов, МСБ - это тот сегмент, который в
обозримом будущем будет стремительно развиваться и пользоваться спросом у
банков". Генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий
Жданухин считает, что ситуация изменится, когда будут преодолены
некоторые последствия кризиса: 1) обанкротятся все, кто набрал слишком
много кредитов; 2) появятся прецеденты привлечения к ответственности
тех, кто уклоняется от погашения задолженности; 3) восстановится доверие
к оценке активов. Все перечисленные моменты важны для восстановления
доверия между кредиторами и заемщиками. Высокая степень недоверия в
настоящее время мешает кредитованию МСБ: заемщики боятся предоставлять
обеспечение по заниженной оценке, а кредиторы, видя волну управляемых
банкротств, перестраховываются с обеспечением. Директор по
информационной политике и связям с общественностью ОАО "Альфа-Банк"
Леонид Игнат не согласен с утверждением, что клиенты категории малый и
средний бизнес не хотят брать кредиты. "Хотя динамика и сократилась, что
связано с некоторой неуверенностью в развитии общеэкономической
ситуации в стране. Клиенты, не будучи уверены в том, что спрос на их
продукты или услуги будет увеличиваться, естественно ведут себя
осторожнее. Соответственно, если глобальная экономическая ситуация, от
которой зависит и ситуация в России, изменится и экономика начнет расти,
то спрос на данные кредиты со стороны предприятий МСБ, безусловно,
вырастет", - сказал Л.Игнат. Председатель правления ЗАО "КБ
ОТКРЫТИЕ" Василий Заблоцкий уверен в том, что категоричная формулировка
не отражает реальной ситуации на рынке. "Нам, как активному игроку рынка
кредитования малого и среднего бизнеса, она видится иначе. И этому есть
объективное подтверждение: по данным нашего банка, во II квартале 2010
года предприятия данного сегмента активизировались. Мы в банке
"Открытие" наблюдаем приток таких клиентов. За предыдущие три месяца
кредитный портфель банка "Открытие" в сегменте малого и среднего бизнеса
вырос в более чем в 2 раза, в абсолютной величине объем выдачи во 2-м
квартале составил 999 млн рублей. Мне кажется, что этот показатель явно
подтверждает тот факт, что бизнесу нужны деньги, и он готов их брать.
При этом я соглашусь с тем, что предприниматели анализируют рынок, очень
пристально следят за рыночной конъюнктурой, выбирая те банки, которые
максимально гибко подходят к заемщикам и предлагают наиболее
привлекательные процентные ставки", - отметил Василий Заблоцкий. Генеральный
директор консалтинговой компании "Финист" Михаил Смирнов рассказал:
"Стратегии малых и средних компаний построены на новых возможностях,
которые открываются в основном благодаря росту рынка и только во вторую
очередь благодаря усилиям собственников и менеджеров. В крупных
компаниях стратегии ориентированы в большей мере на перспективу, на
потенциал рынка, и целенаправленные усилия менеджмента играют большую
роль. Соответственно в условиях, когда рынок стагнирует и новых
возможностей нет, малые компании и не могут кредитоваться, так как нет
потребностей, нет внутренних проектов, направленных на развитие, а
преобладают проекты, направленные на реструктуризацию бизнеса. К
сожалению, банковские продукты незначительным образом учитываю эти
особенности конъюнктуры, не говоря уж о том, что в различных отраслях
процессы реструктуризации идут отличным образом, в то время как
отраслевых продуктов на рынке нет". Сообщает Банкир.Ру. |