61% россиян считает, что сегодня в России нельзя
добиться успеха в бизнесе, не нарушая законов. Об этом свидетельствуют
результаты опроса, проведенного 5-6 июня 2010 года Фондом общественного
мнения (ФОМ).
Лишь 24% полагают, что успешным бизнесменом можно стать законным
путем, а еще 155 затруднились ответить на этот вопрос.
На вопрос об отношении к недавним изменениям в законодательстве, по
которым арест подозреваемых в экономических преступлениях заменён на
подписку о невыезде или внесение крупного залога, 49% респондентов
ответили, что не знают о таких новшествах, 2% что-то слышали, 18 – в
курсе. Из них одобряют эти нововведения 40%, не одобряют 33%. 27%
затруднились с ответом.
36% полагают, что за экономические преступления предпринимателей все
же надо сажать в тюрьму. Большинство (43%) считают, что наказывать надо
как-то иначе.
При этом 31% опрошенных высказали мнение, что сегодня
предпринимателей арестовывают за экономические преступления чаще, чем
несколько лет назад. 28% полагают, что арестовывать стали реже.
Интересно, что треть опрошенных (36%) считают, что большинстве
случаев приговоры предпринимателям, которые обвиняются в экономических
преступлениях, справедливы. Около четверти респондентов (22%) полагают,
что приговоры чаще несправедливы. Большинство (42%) затруднились
ответить на этот вопрос.
В целом же, как свидетельствуют итоги исследования, россияне за
минувшее десятилетие стали лучше относиться к предпринимателям. Согласно
данным июньского опроса, более половины россиян (57%) относятся к
предпринимателям хорошо. Впрочем. это чуть меньше, чем данные 2001 г.
(58%). Зато практически вдвое снизилось число россиян, относящихся к
бизнесменам плохо – с 27% в 2001 году до 14% в 2010 г. За последний год
22% респондентов улучшили свое мнение о предпринимателях, 11% -
ухудшили.
На вопрос, какие люди сегодня добиваются успеха в бизнесе, чаще всего
звучал ответ «настойчивые, целеустремленные, уверенные в себе, волевые»
(24%). Также среди распространенных характеристик были «богатые,
имеющие начальный капитал» (16%), «деловые, предприимчивые, энергичные,
пробивные» (11%). Примечательно, что для успеха в бизнесе, по мнению
россиян, не менее важно и наличие хороших связей. 11% респондентов
охарактеризовали успешных бизнесменов как «людей со связями», «с
поддержкой у чиновников», «имеющих друзей в эшелонах власти», и более
конкретно: «кому папа приватизировал завод», «сыны депутатов».
Значительно меньшее количество респондентов (8%) отмечали трудолюбие
бизнесменов («которые умеют работать», «трудоголики»), а также их
умственные качества (6%) («здравомыслящие люди», «мозговитые», «любой
может добиться успеха, кто с мозгами»), образование и профессиональную
подготовку (6%) («образованные», «те, кто хорошо законы знают», «те, кто
грамотно рассчитывают свой бизнес»).
Звучали и отрицательные характеристики. Так, 6% респондентов
полагают, что сегодня добиваются успеха в бизнесе люди «самые наглые»;
5% - «воры, грабители», «мафиозные структуры», «мошенники»; 4% -
бессовестные и бесчестные («кто может расталкивать локтями и идти по
голо¬вам», «с низкой нравственной шкалой»), 3% - хитрые, пронырливые,
изворотливые.(«ушлые люди»; «хитрованы-ловкачи»); 2% - те, кто у власти
(«кто ближе к власти», «все чиновники»), 2% - взяточники и казнокрады
(«кто в бюджете нашел дыру», «кто имеет доступ к госденьгам»). 2%
полагают, что успехов в бизнесе добиваются честные, добросовестные и
порядочные люди («достойные», «ответственные», «благотворительные»),
столько же – бесстрашные, смелые, готовые рисковать, способные к
бизнесу, имеющие «предпринимательскую жилку». 1% полагает, что успехов в
бизнесе добиваются попросту «везучие» и молодые, общительные и
коммуникабельные. Столько же полагают, что сейчас успешны те, кто
сколотил капитал в 90-е годы («которые наворовали во время правления
Ельцина»), кто работает в конкретных подходящих сферах («если работает
начальником», «кто занимается куплей-продажей», «нефтяные магнаты»). 3%
называли другие причины успешности в бизнесе: «которые с низов начали
работать», «иностранцы», «не русские», «флегматики», «цельные»,
«карьеристы», «прогибающиеся перед властью», «все, кто живет в Москве»,
«звезды шоу», и даже «те, кто не пьет».
ИА "Альянс Медиа"
http://businesspress.ru/newspaper/article.asp?aid=500381 |