Красноярские «веберы» пришли к выводу: традиционно
кормивший их сегмент разработки сайтов под заказ крупных и средних
компаний близок к насыщению. Web-разработчики ищут новые пути развития.
Одни предлагают услуги по информационной поддержке и оптимизации
корпоративных сайтов, осваивают сегмент частных заказчиков. Другие
разрабатывают антикризисные услуги и продукты с целью привлечь мелкие
компании. Третьи сконцентрировались на продвижении собственных
интернет-проектов.
Еще 2-3 года назад практически все красноярские «веберы» зарабатывали
исключительно производством сайтов. В минувшем году структура оборота
красноярской компании, занимающейся веб-разработкой, выглядела уже
примерно так: 70-80% в ней занимали доходы от разработки сайтов и 20-30%
— от услуг по поддержке и оптимизации, размещению интернет-рекламы. В
компании «Мета Дизайн» изменение вектора развития
еще более наглядно: «В структуре наших доходов около 70% приходится на
рекламу и продвижение сайтов и только 30% — на разработку», — рассказал
арт-директор компании АНДРЕЙ ИВАНОВ.
«Веберы» напирают на дополнительные услуги
«Раньше многие клиенты заказывали сайт с целью «чтобы
был». Сделаешь такой сайт, и он висит в сети мертвым грузом — некая
«черная дыра» в интернет-пространстве. Причем у самого заказчика
возникало ощущение выброшенных на ветер денег, а мы, в свою очередь,
теряли его как клиента», — говорит арт-директор компании Maxsoft
АЛЕКСАНДР АВЕРИН. Сейчас, по его словам, большинство заказчиков приходят
с четкой целью: либо заработать деньги с помощью сайта, либо
сэкономить. «И с ними проще работать», — говорит Александр Аверин.
«Заказчики начали воспринимать сайт как инструмент ведения бизнеса», —
говорит и директор компании «Атикс» АЛЕКСАНДР КУРЕНСКИЙ.
С изменением отношения клиента к сайтам стали
востребованы и новые услуги. «У крупных компаний все большей
популярностью пользуется услуга информационной поддержки уже после
разработки сайта, а именно написание статей, поиск и адаптация
информации и т.п. Иными словами, ежедневная поддержка ресурса в
актуальном рабочем состоянии», — сказал директор компании «Графикс»
АЛЕКСЕЙ ТИМОШЕНКО. Веб-разработчики также рассказали об увеличении
спроса со стороны своих прежних заказчиков на доработку и обновление
сайтов.
Неплохие деньги в 2008 году принесла «веберам» и еще
одна дополнительная услуга — продвижение сайтов в интернете путем
поисковой оптимизации. Доля этой услуги в обороте некоторых
сайтостроительных компаний достигла 20%.
Сайтостроители идут к мелким компаниям и частным
лицам
Участники рынка также пытаются заработать за счет
привлечения новых клиентов, например, компаний малого бизнеса. Сейчас
этот сегмент активно пытается расшевелить Maxsoft. Для этого компания
запустила специальный проект «Веб-фабрика». «Суть проекта в том, чтобы
минимизировать временные и финансовые затраты на разработку сайта.
Поскольку самое дорогое в этом процессе — разработка дизайна, мы предлагаем заказчику
воспользоваться одним из готовых шаблонов, которые в огромном количестве
размещены в различных интернет-хранилищах. Стоимость их составляет 2-3
тысячи рублей. Вместе с доработкой такой сайт конечному потребителю
обойдется в сумму около 15 тысяч рублей, что в 4-5 раз дешевле
стандартной стоимости разработки сайта. При этом с момента покупки
шаблона до выкладки готового сайта в сеть пройдет все 2-3 недели», —
пояснил г-н Аверин. Оценить результативность «Веб-фабрики» в Maxsoft
пока не готовы, так как проект стартовал недавно, однако в компании
уверены, что в период кризиса он будет востребован.
Андрей Иванов отметил, что рынок уже стал прирастать заказами со стороны
еще одного нового сегмента — частных лиц. «На повышение спроса сильно
повлияла популярность «Одноклассников», «В контакте» и других подобных
ресурсов. У нас увеличилось число заявок со стороны физлиц на создание
социальных порталов, сайтов по интересам, фотогалерей. Причем они
заказывают такие сайты не ради развлечения или самопиара, а для
зарабатывания денег. Владельцы подобных сайтов рассчитывают «раскрутить»
проекты и получать от них прибыль. Интернет начинает восприниматься как
среда, дающая возможность зарабатывать», — поделился своим наблюдением
Андрей Иванов.
Продажа «Красноярск.Биз» стала прецедентом
Все больше веб-разработчиков пытаются заработать на
собственных интернет-проектах. Самым заметным событием на местном рынке
web-разработки в прошедшем году эксперты назвали продажу портала
«Красноярск.Биз» компании «Интек Медиа». Это был прецедент: впервые на
красноярском рынке интернет-ресурс был продан в качестве действующего
бизнес-проекта.
Второй путь заработка на собственном интернет-проекте
— продажа его рекламных возможностей. Растущая популярность
интернет-рекламы подстегивает веб-разработчиков к созданию собственных
порталов. В последнее время такие проекты запустили «Мета Дизайн» (городской портал Redom), молодая
компания MadRocket (сайт о пробках на дорогах), «Вебов» —
информационно-справочный проект «Чекаво», «Красноярск.Биз», продав свой
одноименный деловой портал, запустил новый проект «Я ненавижу шопинг» и
т.д. «Сейчас, чтобы стабильно работать на рынке, собственные проекты
просто необходимы. У нас уже работает портал krasjob.biz, планируем
запустить еще один — 24dosug.ru. Мы нацелены на узко сегментированные
порталы, которые впоследствии можно будет объединить в один ресурс», —
рассказал Александр Куренский.
«Перспективы этого направления огромные, рынок
контент-проектов в Красноярске практически пуст», — считает Александр
Аверин. Однако в этом сегменте «веберам» серьезную конкуренцию составили
медиа-холдинги и оффлайновые рекламные группы. В последнее время они
также активно начали осваивать это направление. Например, «Юнитмедиа» в
течение прошлого года переработал сайт Сибирского агентства новостей и
стал активнее использовать его в качестве рекламной площадки. Дмитрий
Мозговой, соучредитель журнала «Каталог» и нескольких других
медиа-проектов, запустил информационно-справочный сайт «Гид по городу»,
рекламное агентство «БрендON» во главе с Владимиром Перекотием в конце
2008 г. стало продавать рекламные площади своего портала «Реклама-Мама»,
а в начале 2009 г. запустило сайт о скидках «Гринрей».
Местный рекламодатель не кинулся в интернет
С наступлением кризиса web-разработчики и
непрофильные игроки, запустившие интернет-проекты, стали радостно
потирать руки в ожидании новых клиентов: прогнозировалось, что компании
откажутся от традиционных дорогостоящих способов продвижения и массово
пойдут в еще недорогой интернет. Однако, как утверждают местные веберы,
пока этого не случилось. Ожидаемого притока заказчиков в
интернет-рекламу не произошло. «Бюджеты на этот вид рекламы сократились
так же, как и на другие. Более того, некоторые клиенты урезали бюджеты
на продвижение в интернете в первую очередь. Например, автодилеры, на
которых завязан наш портал 24auto.ru. Как они пояснили, сверху, из
Москвы, им было дано распоряжение размещаться только в «глянце». Мы
пытались оспорить такое положение вещей, но это оказалось бесполезно», —
рассказал Андрей Иванов.
«Сократились не только рекламные бюджеты, но и штаты
маркетинговых и рекламных отделов. Соответственно, ушли люди, с которыми
у нас были налажены контакты, разрабатывались совместные планы, были
какие-то договоренности», — добавил коммерческий директор компании
«Интек Медиа» АЛЕКСЕЙ ИВАХИН, по некоторым оценкам, рынок
интернет-рекламы в Красноярске за последнее месяцы «просел» примерно на
15-20%.
Снизился в кризис спрос на рынке и на другие услуги
«веберов». «Партнеры, которые собирались делать или обновлять сайт,
сейчас либо вообще отказались это этого, либо отложили на неопределенное
время, в лучшем случае сократили объем работ», — сказал Александр
Аверин. Однако г-н Аверин отметил, что появился спрос со стороны
компаний, которые ранее не проявляли к интернету интереса, тех, чей
бизнес во время кризиса пошел в гору, например, со стороны местных
производителей продуктов питания, продовольственных ритейлеров и т.п.
Доля сопутствующих услуг будет расти
Алексей Ивахин прогнозирует, что в перспективе
медиахолдинги и оффлайновые рекламные компании, зашедшие в сегмент
интернет-порталов, серьезно потеснят в нем «веберов». «Люди, подобные
Игорю Юсьме и Владимиру Перекотию, имеют не только большой опыт в
медиа-бизнесе, но и авторитет в бизнес-сообществе. Соответственно,
обладают большими ресурсами для развития по сравнению с остальными
участниками рынка», — считает г-н Ивахин.
Александр Аверин полагает, что конкуренция с
«новичками» не страшна крупным и уже раскрученным проектам, сложнее
придется в этой ситуации малоизвестным нераскрученным проектам, которые
из-за высокой конкуренции могут остаться неинтересны рекламодателю.
Участники рынка прогнозируют, что тенденция увеличения доли
дополнительных услуг в структуре оборота веб-разработчиков в дальнейшем
будет усиливаться. По смелым прогнозам, уже через год-два не менее
половины всех своих денег сайтостроители будут получать за счет
сопутствующих услуг.
/Алексей Хитров, "Деловой квартал - Красноярск"/ |