Александр Московкин, директор по развитию Право.ru
Недавно в немецком Spiegel я наткнулся на статью, в которой рассказывается о любопытном исследовании, проведенном экспертом по новым медиа, профессором Яном Хинриком Шмидтом.
Если опускать не очень любопытные частности, результат эксперимента
Шмидта (по крайней мере, для меня) оказался весьма неожиданным: молодое
поколение, которое, как принято считать, совершенно увязло в блогах, web
2.0, Twitter и online-играх, на самом деле не очень-то интересуется
интернетом и всем, что с ним связано. Для нынешних подростков,
подытоживает Шмидт, есть вещи, куда более важные. Первостепенное
значение, считает исследователь, для тинейджеров по-прежнему имеет
обычное общение со сверстниками и взрослыми, а также поиск своего места в
мире. Эта мысль иллюстрируется массой примеров, приведенных в статье
Spiegel.
Не находите ли вы некоторого противоречия в том, что выводы немецкого
профессора сильно противоречат распространенным стереотипам о том, чем
на самом деле интересуется подрастающее поколение? Удивительно, что под
властью этих стереотипов находятся не только продвинутые обыватели, но и
многие так называемые эксперты рынка, отвечающие за стратегию развития
интернет-проектов.
С чего на самом деле мы считаем, что такие проекты, как, скажем,
Wikipedia интересны молодым юзерам? Шмидт сообщает, что всего лишь 2%
участников его исследования пользуются этой онлайн-энциклопедией или
подобными ресурсами. Остальным респондентам это просто неинтересно.
Количество подобного рода примеров можно увеличить. Вместо этого
подростки охотно сидят в Facebook или блогах, но совсем не потому, что
им интересен сам продукт или увлекает сам процесс общения в интернете, а
потому что так легче общаться со знакомыми и устанавливать новые связи,
чем, например, по телефону.
Какие выводы можно сделать из наблюдений Шмидта? Кроме очевидных, я
бы выделил два. Во-первых, молодая аудитория вовсе не определяет, каким
будет интернет через 10, 15 или 20 лет. Ее вкусы вполне традиционны и,
пожалуй, не могут служить подсказкой исследователям и венчурным
инвесторам, чем будет интересоваться следующее поколение. Второе.
Поколение, которое родилось и выросло в эпоху интернета, не относится к
нему как к чему-то необычному, открывающему новые возможности и новые
горизонты. Для подростков интернет является чем-то сродни домашнему
телефону для людей, родившихся в 70-е годы прошлого века: мы, конечно,
им пользуемся, но не теряем от этого голову и не увлекаемся, если можно
так сказать, самим процессом пользования.
Конечно, не стоит делать глобальных выводов из одного не самого
масштабного и – уверен – не самого репрезентативного исследования.
Многое в нем может быть ошибочным или не очень показательным, многое
исправит время. Однако главное, на что бы следовало обратить внимание, -
не следует особенно увлекаться новыми технологиями, забывая, что за
ними стоят обычные люди. А их на протяжении всей человеческой истории на
самом деле волновали одни и те же вещи: общение, отношения,
саморазвитие. И не важно, при помощи чего эти потребности покрывались:
голубиной почты, паровоза, самолета, телевидения или интернета. Не будем
забывать о том, что здесь цель, а что – всего лишь средство.
http://media-day.ru/opinion/4194/
|