23:42 "Интернет помогает завести друзей, но не общаться" | |
Александр Московкин, директор по развитию Право.ru Недавно в немецком Spiegel я наткнулся на статью, в которой рассказывается о любопытном исследовании, проведенном экспертом по новым медиа, профессором Яном Хинриком Шмидтом. Если опускать не очень любопытные частности, результат эксперимента Шмидта (по крайней мере, для меня) оказался весьма неожиданным: молодое поколение, которое, как принято считать, совершенно увязло в блогах, web 2.0, Twitter и online-играх, на самом деле не очень-то интересуется интернетом и всем, что с ним связано. Для нынешних подростков, подытоживает Шмидт, есть вещи, куда более важные. Первостепенное значение, считает исследователь, для тинейджеров по-прежнему имеет обычное общение со сверстниками и взрослыми, а также поиск своего места в мире. Эта мысль иллюстрируется массой примеров, приведенных в статье Spiegel. Не находите ли вы некоторого противоречия в том, что выводы немецкого профессора сильно противоречат распространенным стереотипам о том, чем на самом деле интересуется подрастающее поколение? Удивительно, что под властью этих стереотипов находятся не только продвинутые обыватели, но и многие так называемые эксперты рынка, отвечающие за стратегию развития интернет-проектов. С чего на самом деле мы считаем, что такие проекты, как, скажем, Wikipedia интересны молодым юзерам? Шмидт сообщает, что всего лишь 2% участников его исследования пользуются этой онлайн-энциклопедией или подобными ресурсами. Остальным респондентам это просто неинтересно. Количество подобного рода примеров можно увеличить. Вместо этого подростки охотно сидят в Facebook или блогах, но совсем не потому, что им интересен сам продукт или увлекает сам процесс общения в интернете, а потому что так легче общаться со знакомыми и устанавливать новые связи, чем, например, по телефону. Какие выводы можно сделать из наблюдений Шмидта? Кроме очевидных, я бы выделил два. Во-первых, молодая аудитория вовсе не определяет, каким будет интернет через 10, 15 или 20 лет. Ее вкусы вполне традиционны и, пожалуй, не могут служить подсказкой исследователям и венчурным инвесторам, чем будет интересоваться следующее поколение. Второе. Поколение, которое родилось и выросло в эпоху интернета, не относится к нему как к чему-то необычному, открывающему новые возможности и новые горизонты. Для подростков интернет является чем-то сродни домашнему телефону для людей, родившихся в 70-е годы прошлого века: мы, конечно, им пользуемся, но не теряем от этого голову и не увлекаемся, если можно так сказать, самим процессом пользования. Конечно, не стоит делать глобальных выводов из одного не самого масштабного и – уверен – не самого репрезентативного исследования. Многое в нем может быть ошибочным или не очень показательным, многое исправит время. Однако главное, на что бы следовало обратить внимание, - не следует особенно увлекаться новыми технологиями, забывая, что за ними стоят обычные люди. А их на протяжении всей человеческой истории на самом деле волновали одни и те же вещи: общение, отношения, саморазвитие. И не важно, при помощи чего эти потребности покрывались: голубиной почты, паровоза, самолета, телевидения или интернета. Не будем забывать о том, что здесь цель, а что – всего лишь средство. | |
|
Всего комментариев: 0 | |