Рынок электронной торговли в России (e-commerce, продажа товаров и
услуг через Интернет) по всем расчетам показывает впечатляющие по сравнению с
обычным ритейлом темпы роста. Вслед за тотальным проникновением Интернета объемы
онлайн-продаж растут в среднем в 6–8 раз быстрее офлайновой розницы. Данные ФОМ
говорят о том, что половина пользователей Интернета хотя бы раз покупали что-то
в Сети. В целом же рынок удаленных продаж вырос в 20 раз за последние 10 лет,
причем до последнего времени этот рост приходился на столицу. Теперь драйверы
онлайн-торговли перемещаются в регионы — на них уже обратили взгляды крупнейшие
розничные интернет-площадки. Для того чтобы сохранить позиции на рынке,
немногочисленным местным игрокам следует стать «цивилизованными» в плане
культуры обслуживания и логистики. Иначе они рискуют вовсе потерять
конкурентоспособность.
Неоценимо, но
перспективно
Оценить рынок электронной торговли как в стране в
целом, так и в регионах можно лишь условно. Официальная статистика такими
данными, понятно, пока не располагает, а исследовательские центры (в том числе
поисковые системы и социологические лаборатории) опираются на собственные
подходы. Кто-то оценивает параметры запросов в поисковиках, кто-то самооценку
населения, другие — динамику интернет-транзакций. В целом данные по объему рынка
интернет-торговли в России в 2011 году находятся в промежутке от 245 (ФОМ) до
310 млрд рублей (агентство Data Insight). Тем не менее динамика очевидна — рынок
показывает стабильный рост, и его темпы будут только набирать обороты. И нужно
признать, расти есть куда — онлайн-торговля пока составляет только 1,6% от
оборота всего российского ритейла (кстати, эти оценки также разнятся — скажем,
по словам генерального директора компании «Амвэй» Ричарда Ставенса, эта цифра
составляет 4,3%).
Причем собственно сегмент ритейла в полном смысле этого
слова (продажа товаров розницы через Интернет) составляет меньшую часть в объеме
всех транзакций в Сети. Население привыкло пока покупать через Интернет
авиабилеты, а последние годы — еще и железнодорожные билеты. При этом, по данным
Google, 88% пользователей используют Сеть только как площадку для выбора
товаров, совершать же покупки они предпочитают в традиционном офлайн-режиме.
Такое положение можно объяснить пока еще низким доверием к покупкам в сети и,
конечно, силой привычки.
Но привычки постепенно меняются, Интернету
доверяют все больше. «Очевидно, что в скором будущем Интернет станет не просто
точкой пересечения покупателей и рекламодателей, но и одним из основных мест
совершения покупок и оплаты услуг. Компании, не использующие все возможности
торговли в Интернете сегодня, просто не смогут быть конкурентоспособными
завтра», — констатирует директор по маркетингу Google в России Константин
Кузьмин. Существующие интернет-площадки в сфере ритейла как раз это
подтверждают. Так, рост оборота крупнейшего российского интернет-магазина
Ozon.ru в первом полугодии 2011 года на 36% превысил прошлогодний, а в 2010 году
составил 4,15 млрд рублей.
Поворот в
регионы
Вместе с тем положительную динамику российским
интернет-ритейлерам обеспечивают почти исключительно обе столицы — Москва и
Санкт-Петербург. По некоторым данным, на них приходится от 60 до 75% продаж в
онлайн-торговле (для примера, по данным Ситибанка, доля лидера среди сибирских
городов по объемам электронных покупок — Новосибирска — всего 1,1%).
Но в
столицах впечатляющего роста продаж больше ждать не приходится. Поэтому вектор
развития электронной торговли постепенно смещается в регионы, в том числе в
Сибирь и на Дальний Восток, где проникновение Интернета — одно из самых низких в
стране. Причем Сибирь безоговорочно выигрывает у более восточных регионов по
стоимости доступа в Интернет, а значит, по его доступности. В ближайшее время
такие преимущества просто физически обеспечат рост количества пользователей
Сети, а значит, и рост потенциальных клиентов онлайн-ритейлеров.
«Все
крупные интернет-магазины сейчас обратили свои взгляды на регионы, потому что
это основной источник роста продаж и развития. Мы понимаем, что за регионами
будущее. Москва и все крупные города давно перенасыщены, теперь дошла очередь и
до Сибири. Цифры более чем обнадеживающие. В Новосибирске темп прироста продаж
составил 36% за последние 12 месяцев, в Сибири в целом эта цифра находится
где-то на уровне 50%. Это значительно выше, чем показатели прироста в среднем по
компании, ведь Ozon.ru — это старая компания, мы уже 13 лет на рынке, а такими
темпами обычно могут расти только стартапы», — констатирует руководитель
директ-маркетинга интернет-магазина Ozon.ru Евгения Чухнова. Регионы (все, кроме
Москвы и Санкт-Петербурга) занимают в структуре продаж компании по итогам 2010
года порядка 40% (в 2009 — 28%), причем Сибирский федеральный округ — только 14%
объема региональных продаж и 6% объема продаж по компании в целом. Очевидно, что
рост будет продолжаться и дальше. Например, по данным ФОМ, самый высокий
потенциал развития Интернета в России — у Иркутской области. Здесь для
достижения хотя бы среднероссийских показателей (48% проникновения) аудитория
Сети должна вырасти на 120–150 тыс. человек (сейчас уровень проникновения
Интернета — 18%).
Кроме физических факторов (уровень проникновения
Интернета и его доступность), есть и другая, качественная категория —
использование имеющихся в распоряжении пользователя ресурсов. «Есть целая группа
регионов, где при относительно высоких показателях проникновения Интернета
практики, использование которых свидетельствует о высокой пользовательской
активности, не распространены. Многочисленная интернет-аудитория не имеет
достаточного опыта в пользовании возможностями Сети. Таких регионов в России 13,
почти все они расположены в Сибири и на Дальнем Востоке», — отмечает
руководитель проекта ФОМ «Мир Интернета» Павел Лебедев. Говоря простым языком,
пользователи в этих территориях умеют лишь проверять почту и пользоваться
социальными сетями.
Время Интернета
На этом фоне
выход крупных ритейлеров в сегмент продаж в Сети — очевидная и нарастающая
тенденция. «Практически все крупные розничные сети уже сформировали (или как
минимум начали) отдел электронной торговли. При этом задачи отдела e-commerce
могут быть и прямым продолжением офлайновых магазинов и их ассортиментной
политики и совершенно отдельным направлением, которого не было ранее у компании.
Другими словами, это и продажа части собственного ассортимента (например, IKEA
сейчас продает через Интернет диваны и другую мебель), и продажа совершенно
новых товаров (например, «Связной» активно развивает систему продаж цифрового
контента, доставки по требованию)», — говорит глава исследовательского агентства
Data Insight Федор Вирин.
Действительно, только за последние полгода
зафиксировано сразу несколько прецедентов крупных инвестиций в онлайн-торговлю.
Так, в апреле венчурные фонды Russia Partners, Badlerton Capital и Bessemer
Venture Partners инвестировали 55 млн долларов в онлайн-магазин KupiVip (это
стало крупнейшей сделкой за весь период существования интернет-торговли). В
сентябре компания Philips решила усилить свои интернет-продажи, передав эту
функцию на аутсорсинг компании «Аристос». Есть и локальные примеры, это прежде
всего крупнейший в стране книготорговый ритейлер «Топ-Книга», который в условиях
сложного финансового состояния делает ставку на собственный интернет-магазин
Bookean.ru. «Его долю в продажах планируется увеличить в три раза, до 30
процентов», — сообщила в августе гендиректор компании Юлия
Бунина.
Активизировались и самостоятельные интернет-площадки, прежде
всего, конечно, Ozon.ru. «Весь наш маркетинговый бюджет в этом году был отдан на
регионы. Специально для них сделали бесплатный круглосуточный номер. Недавно был
заключен контракт с компанией «Евросеть», теперь там могут выдавать наши товары,
и это тоже связано с выходом в регионы. У нас есть понимание их специфики.
Скажем, все, что москвич может купить в шаговой доступности, он заказывать не
будет. Но в регионах все не так, и проникновение федеральных сетей еще не такое
глубокое», — рассказывает Евгения Чухнова.
Битва за
потребителя
Маркетинг Ozon.ru (кстати, компания стала первой в
сегменте интернет-магазинов, которая вышла с рекламой на телевидение — больше
себе этого позволить попросту никто не может) преследовал три цели — внедрение в
массовое сознание самой идеи покупок в Интернете, продвижение бренда и
привлечение новых покупателей. Кстати, по последней цели самостоятельные
интернет-площадки вступают в новую для себя борьбу с интернет-магазинами обычных
ритейлеров. «Офлайн-сети — это наши конкуренты. Мы боремся с ними, потому что
кошелек покупателя один. Я думаю, все зависит от того, что хочет купить человек.
Если он хочет здесь и сейчас купить что-то простое, то он сделает это в местном
магазине. У Ozon.ru же больше ассортимент каких-то более редких наименований.
Например, у нас есть прямые контракты с зарубежными издателями, этого местный
магазин не может себе позволить», — заключает Чухнова.
Конкурировать
придется и с зарубежными каналами продаж. Хотя мировой лидер онлайн-торговли
Amazon.com еще полноценно не вышел на российский рынок, возможность покупок в
зарубежных брендовых интернет-магазинах (цены там могут быть в разы меньше по
сравнению с российской розницей) может стать серьезным фактором для развития
сетей в регионах. Уже сегодня, по данным Торгово-промышленной палаты РФ,
российские пользователи только 57% своих средств тратят в отечественных
онлайн-магазинах. Остальное утекает в зарубежные страны, прежде всего на сайты
Люксембурга, Великобритании и США. Косвенно подтверждают эту статистику и данные
Почты России — в 2010 году по системе EMS в Россию было направлено 100 тыс.
отправлений из-за рубежа (заказы из зарубежных интернет-магазинов как раз
посылаются по EMS).
На этом фоне очевидно, что небольшие игроки рынка (а
в России, по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, более 1,3
тыс. интернет-магазинов) или просто исчезнут, или примут современные правила
игры. Последнее, кстати, актуально и для офлайн-ритейлеров, которые развивают
сейчас собственные интернет-площадки. Быстрая и клиентоориентированная
логистика, «белые» схемы обслуживания — все эти «фишки» крупные сети принесут с
собой в регионы. «Сегодня на рынке засилие «серых» магазинов, которые активно
продвигаются в поисковых системах. Мы с этим бороться не можем. У Ozon.ru же
курьер приезжает с кассовым аппаратом, с банковским терминалом, можно
рассчитаться по банковской карте», — отмечает Екатерина Чухнова. Очевидно, что
развитием подобного уровня обслуживания должны заниматься и другие ритейлеры,
если они хотят закрепиться в этом сегменте. Другого выхода у них просто нет: или
осваивать Интернет, или терять положение на рынке.
|