Несмотря на то что за время кризиса отечественные
отельеры потеряли до 45% прибыли, на жизнь они не жалуются. Эта тема
красной нитью прошла сквозь все вчерашнее заседание Российского союза
промышленников и предпринимателей (РСПП), посвященное перспективам
гостиничного хозяйства страны.
Ларчик открывается просто: до кризиса цены были взвинчены до неприличия.
На заседании прозвучали интересные цифры. Номера в трехзвездочных
отелях до кризиса продавались по ценам «пяти звезд», а в пятизвездочных
гостиницах – вообще по заоблачным ценам. Не мудрено, что если премиумные
гостиницы и потеряли за период экономического спада 45% дохода, то
«дна» они за этот срок так и не коснулись.
Собравшиеся на заседание в РСПП члены сообщества гостиничного сектора,
включая самых крупных игроков, и тех, кто «помельче», с достойным
спокойствием поведали об уменьшении числа гостей, растущих издержках и
снизившейся доходности, подчеркнув при этом, что «паники нет», потому
что «раньше очень хорошо жили».
Как было сказано в докладе Алексея Волкова, директора Inter Continental
Hotels Group (ICHG) по продажам в СНГ и России, «до кризиса в Москве
были самые высокие цены на услуги размещения и доходность отелей по всей
Европе – 25,3%». При том что в Мадриде эта цифра составляла всего 0,5%,
в Амстердаме – 1,6%, а в Лондоне – 7%.
По подсчетам hotel.info, гостиницы Москвы вынужденно снизили цены на 31%
– в среднем со 228 евро в апреле 2008 года до 157 евро в нынешнем
апреле. А например, в Дубае по сравнению с докризисными показателями
(2008 год) цены на проживание упали почти на 50%. Причем многие отельеры
мира продолжают демпинговать до сих пор.
Но наши представители гостиничной отрасли цены, похоже, сбавлять больше
не собираются, а думают о том, как при помощи государства создать
«спрос, инфраструктуру, воспитать кадры и как-то визуализировать бренд
«российское гостеприимство». При этом представители отрасли понимают,
что ключевые характеристики российских гостиниц неутешительны и
«положительный образ» пока можно лепить только из балета и картинных
галерей.
Список проблем подробно озвучил Алексей Волков: эволюция в гостиничном
хозяйстве коснулась только Москвы и Санкт-Петербурга (здесь же
сконцентрировано более 30% всех отелей); номерной фонд более чем на 50% –
это объекты «советской эпохи». Отрасль испытывает большой дефицит
квалифицированного персонала – людей просто негде учить. Инвесторам
рынок не интересен из-за высокой стоимости земли, обременения и высоких
административных барьеров.
Добавим еще, что, несмотря на самый низкий в Европе показатель
количества номеров на 1000 человек (в Москве –3,5, а в Новосибирске –
1,8, при том что в Риме это 19,5 номера) и наименьший показатель их
соответствия международным стандартам, доходность гостиничного бизнеса в
России до сих пор была самой высокой и это вызывало аппетит у
инвесторов.
В хорошие времена загрузка московских номеров ценой от 250 до 300 евро
составляла 74%, а в Европе самые дорогие номера по 200 евро заполнялись
лишь на 68%. «Благодаря высоким ценам на размещение и низким
операционным издержкам, – поясняет г-н Волков. – В России, к примеру, на
оплату трудовых ресурсов идет всего 22% дохода, в то время как в Англии
– 66%».
Квинтэссенцией заседания стало выступление гендиректора ООО «Балчуг»
Александра Бобылева, выразившего вслух мысль, которой, видимо, до сих
пор и успокаиваются все его коллеги: «Причины кризисов 1998 и 2008 годов
разные, а гостиничное хозяйство переживает их одинаково, с теми же
показателями. Ситуация все равно выправится. И практика показывает –
ничего для этого специально делать не нужно! Никто, кроме государства,
не будет продвигать имидж России на рынке. Нужна конкретная
государственная политика на длительный срок. Нужны серьезные деньги,
чтобы пускать пыль в глаза, а главное, знать, где ее (пыль) брать».
/газеты "Новые известия"/
http://businesspress.ru/newspaper/article.asp?aid=501717 |