14:44 БИЗНЕС ГОТОВИТ ОТВЕТЫ НА ПОВЫШЕНИЕ СТАВОК СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ | |
Идею повысить ставку пенсионных и социальных взносов, прозвучавшую в конце 2008 года, когда кризис только-только разгорался, деловое сообщество встретило в штыки сразу же. В ответ власти обещали придумать компенсационные механизмы, которые позволили бы избежать роста общей налоговой нагрузки. Однако время шло, а никаких компенсаций никто так и не придумал. Единственным послаблением для бизнеса стало то, что повышение ставок, которое должно было состояться еще 1 января 2010 года, отсрочили на год. Недавно президент Дмитрий Медведев пообещал на два года оставить ставку 26% для малого бизнеса, работающего в производстве и социальном секторе, но это затронет лишь небольшое число предприятий. По экспертным оценкам, повышение ставки будет стоить отечественному бизнесу около 1 трлн руб. в год. По словам проректора ГУ-ВШЭ, директора Института анализа предприятий и рынков Андрея Яковлева, для крупных предприятий повышение социальных взносов означает повышение издержек, которое будет ухудшать их конкурентное положение на рынке. Главный выход для крупного бизнеса – это оптимизация издержек, улучшение бизнес-процессов и повышение производительности труда. Но обратная сторона подобных действий всегда связана с сокращением числа занятых. При этом надежд на то, что новые безработные пойдут в малый бизнес, еще меньше, чем в разгар кризиса. Ведь повышение ставок больнее всего ударит по малым предприятиям, которые пользуются упрощенной системой налогообложения, отчисляя пока на пенсионное страхование всего 14%. С Нового года их платежи вырастут почти в 2,5 раза. В этой сфере число «жертв» поистине огромно. По экспертным оценкам, стоящих на «упрощенке» МП по стране сейчас от 900 до 950 тыс. К ним можно добавить 3 млн индивидуальных предпринимателей, которые вообще не платили страховые отчисления, а теперь будут это делать. По словам замдиректора департамента по законодательству Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Дмитрия Фадеева, итогом повышения страховых взносов в этом секторе станет сокращение предпринимательской активности, уход в тень, возврат к зарплатам в конвертах, рост безработицы и нелегальной занятости. «Возрастет объем отчетности и число проверок малого и среднего бизнеса, проводимых теперь не только налоговыми органами, но и органами Пенсионного фонда и Фонда социального страхования», – предупредил эксперт. Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Бречалов уверяет, что иного пути как вернуться к «серым» зарплатным схемам у малого бизнеса просто нет. «Если бы кто-то подсчитал увеличение нагрузки на среднестатистическое предприятие, то он бы понял, что такой маржи в малом бизнесе, особенно если брать производство, просто нет. Малый бизнес даже не собирается «париться» по этому поводу, он просто вернется к старым традициям и схемам, – заметил он. – Это негативно скажется в первую очередь на бюджете страны из-за недополученных налогов. Общий вектор борьбы с коррупцией, который пытаются задать власти, тоже изменится, потому что дешевле и проще, чем платить повышенные взносы, будет договориться с налоговиками и милицией. Это будет негативно отражаться и на банковском секторе, поскольку вновь возникнет потребность в банках, обслуживающих «серый» рынок». Вернуться в «тень», по словам г-на Бречалова, будет несложно. Достаточно записать сотрудникам не полный рабочий день, а половину или четверть. Это устроит всех, в том числе и проверяющие органы. Первый вице-президент «Деловой России» Александр Галушка рассказал о результатах опроса предпринимателей о том, как они будут реагировать на повышение страховых взносов. «25% планируют повышать цены, 25% – уходить в «тень», 20% – сокращать работников и инвестиции и 15% – сокращать добровольные соцпакеты», – сообщил он. А заодно поделился еще одним способом, с помощью которого бизнес собирается уводить со света заработную плату. Дело в том, что взносы по ставке 34% платятся только с зарплаты до 415 тыс. в год, а все, что выше, налогом вообще не облагается. «За счет этого порога можно получать одному человеку огромную зарплату и никаких взносов не платить. То есть, например, вся зарплата (допустим, в несколько миллионов) идет одному директору, а потом он раздает ее в конвертах своим работникам», – пояснил эксперт. 25% компаний, планирующих повышать цены – это очень тревожно, особенно в условиях и без того высокой инфляции. Правда, некоторые экономисты надеются, что этому отчасти помешает открытый рынок, в частности, конкуренция с иностранной продукцией. Но и они рассматривают повышение социальных взносов как один из инфляционных факторов будущего года. К тому же, чтобы остаться в прежнем ценовом диапазоне, производители, как это часто бывает, станут экономить на качестве. Словом, потребитель останется в проигрыше. Еще одна угроза – это потеря Россией привлекательности с точки зрения ведения бизнеса, особенно в сравнении с ближайшими соседями. «В Казахстане все основные налоги ниже, чем у нас, а единое экономическое пространство означает бестаможенный доступ производств, которые размещены в этой стране, на российский рынок, – отмечает Александр Галушка. – А теперь встаньте на позицию рационального инвестора, который видит, что там все налоги ниже и помимо этого принята программа форсированного индустриального развития, предусматривающая эффективные меры поддержки инвесторов. Все новые и прежде всего несырьевые производства, ориентированные на российский рынок, будут расти в Казахстане». Но самое печальное то, что повышение страховых взносов отнюдь не решает проблему дыры в Пенсионном фонде. «После повышения страховых взносов в следующем году дефицит уменьшится на 875 млрд руб., но с 2013 года он снова вернется к величине 1,1 трлн», – сообщил министр финансов Алексей Кудрин. То есть эффекта повышения взносов хватит лишь на пару лет. «Деловая Россия» подготовила обращение премьеру Владимиру Путину, в котором приводятся расчеты, что получит федеральный бюджет. Непосредственный фискальный эффект от запланированного с 1 января повышения страховых взносов планируется в 1,8% ВВП в год. Однако если налоговая нагрузка полностью ложится на работодателя, то поступления по налогу на прибыль снизятся на 0,36% ВВП. А если переложить нагрузку на работника, сократятся поступления по подоходному налогу. Кроме того, государству самому придется платить по новым ставкам за многочисленных работников бюджетной сферы. Эти дополнительные расходы оцениваются в 0,4% ВВП. К этому можно добавить уклонение от уплаты налогов, предполагаемый объем которого составляет 0,5–0,7% ВВП. В чистом остатке – несколько десятых процента ВВП. Но и это еще не все, по оценке «Деловой России» и Института экономики переходного периода (ИЭПП) повышение ставки приведет к замедлению темпов роста ВВП на 0,7% в год, в результате итоговый фискальный эффект от предлагаемой меры будет близок к нулю. Стоит отметить, что повышение ставок меньше всего скажется в сырьевых отраслях, где доля зарплат в общих издержках не так велика, зато сильно ударит по несырьевому сектору, в том числе по производству, сфере IT, новым инновационным проектам. Таким образом, выполнение задачи модернизации экономики и избавления от сырьевой зависимости только усложняется. По мнению экспертов, «момент истины» наступит в первой половине следующего года, когда негативные последствия повышения социальных ставок станут очевидны для всех. /газеты "Новые известия"/ | |
|
Всего комментариев: 0 | |