В нынешнем году коренным образом изменились «правила
игры» в торговой сфере. С 1 февраля вступил в силу новый закон о
торговле, призванный придать более совершенный характер рыночным
отношениям, развитию конкуренции и рыночному ценообразованию. Это
делается в интересах всех участников торговой отрасли, а главное,
потребителей. Пока преждевременно говорить, насколько уютнее теперь
покупателям (еще не все положения закона подкреплены соответствующими
нормативными актами), но о некоторых переменах сказать можно, в
частности, на примере работы многочисленных столичных магазинов «у
дома». Попытка оценить эффект закона о торговле предпринята на основе
текущих данных еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого
бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр
развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами
всех столичных округов. Объектом изучения являются торговые точки малого
бизнеса, участвующие в реализации программы развития магазинов шаговой
доступности (МШД) в Москве. Накопленная база на настоящий момент
превышает 7 тысяч единиц наблюдения. Сеть МШД включает торговые точки (с
численностью сотрудников не более пяти человек), микромагазины (имеют в
своем составе от 6 до 15 работников) и малые магазины (с числом
торгового персонала от 16 до 100 человек). Для первичной оценки
эффекта от появления нового закона был произведен сравнительный анализ
показателей торговой деятельности МШД «до» и «после» его вступления в
силу. Производилось сопоставление мартовских и апрельских значений к
январю (февральские данные не учитывались, исходя из гипотезы, что месяц
магазинам понадобился для изучения ситуации и адаптации). Появились
некоторые основания предположить, что для потребителей ценовая ситуация
ухудшилась, и это произошло не из-за ценовой политики магазинов МШД. Балансовый
индекс «Отпускные цены» в конце первого и начале второго квартала из
зоны благоприятных величин опустился в область неблагоприятных значений.
В январе БИ был равен 114,1 пункта, что превысило на 15,7% показатель
за четвертый квартал 2009 года. В марте-начале апреля индекс оказался
равен 86,5 единицы. Это произошло из-за того, что увеличилась на 7% доля
МШД, где был зафиксирован рост собственных цен (их количество составило
41,4%). Одновременно на 7,3% стало меньше торговых заведений (46,0%),
державших цены реализации неизменными. Удалось снизить цены только в
6,4% магазинах. Выясняется, что на магазины «у дома» усилилось
ценовое давление со стороны поставщиков. Балансовый индекс «Чужие цены»
потерял к январю 21,5 процентного пункта. Ситуация здесь и в начале года
была далеко не лучшей. Адекватный БИ находился на уровне 89,3 пункта.
После того, как начали действовать новые торговые нормы, индекс
опустился к отметке в 67,8 единицы. Уменьшение закупочных цен
почувствовали только в 3,6% торговых заведений. Доля МШД, работающих с
контрагентами по стабильным ценам, сократилась на 11,8% и составила
26,3%. И, наоборот, значительно пополнилась (на 9,5%) группа магазинов,
сталкивающихся с изменением закупочных цен в сторону увеличения. В
марте-апреле таковых насчиталось 62,1%. Для сравнения: в четвертом
квартале прошлого года в таком положении оказалось только 55,3%
заведений торговли. Одновременно с ростом закупочных цен магазины
столкнулись с фактами несвоевременности поставок от контрагентов. По
сравнению с январем доля МШД, у которых проблем с задержками поставок не
было, уменьшилась на 4,6% (до 73,4%). В марте-апреле в магазинах
экономкласса в какой-то мере изменилась ценовая политика на ближайшую
перспективу. В январе незначительно, но все же преобладала доля МШД,
ориентировавшихся в ближайшие три месяца либо на сохранение цен (35%),
либо на их снижение (3%). Повышать цены были намерены 36% торговых
заведений. Баланс между теми и другими был в пользу первых - плюс 2%. В
сравниваемый период разница стала уже отрицательной – минус 3%. В первой
группе оказалось 35% МШД, а во второй, готовящейся к повышению
отпускных цен, - 38%. Разумеется, проделанная попытка оценить влияние
новых торговых правил на деятельность магазинов шаговой доступности
носит предварительный характер. На их работе сказываются множественные
факторы. Но стоит все же обратить внимание, что в марте-апреле усилились
пессимистические ожидания о возможном ухудшении условий для торговли. В
январе баланс между оптимистами и пессимистами составлял 15,5% в пользу
первых, а в последнее время он сократился до 8,9%. Более детальное
описание основных тенденций в развитии МБ Москвы, подготовленное
Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития
предпринимательства», можно найти в разделе «Мониторинг финансового
кризиса» интернет-портала «Аналитика
малого предпринимательства». |