22:29
Налоги на зарплату: рост почти наполовину

В 2011 году реальная налоговая нагрузка вырастет сильнее, чем обещает государство

Дмитрий Костальгин  |  09 декабря 2010 18:52

http://www.forbes.ru/svoi-biznes-column/biznes-i-vlast/60830-nalogi-na-zarplatu-rost-pochti-napolovinu

Автор — партнер юридической компании Taxadvisor

C 2011 года повышаются взносы на обязательное социальное страхование. Но это не все. Нагрузка на зарплату вырастет не только за счет роста ставок.

В 2010 году налогоплательщик, уплачивающий налоги в рамках общей системы налогообложения, платит взносы по ставке 26%. Но это только до тех пор, пока накопленная с начала года зарплата конкретного сотрудника не достигнет 415 000 рублей. Затем взносы с его зарплаты не уплачиваются. Таким образом, максимальная сумма взносов на одного работника составляет 107 900 рублей. Рост ставки до 34% с 2011 года увеличит эту сумму до 141 100 рублей.

Но и на этом рост нагрузки на зарплату не заканчивается. Дело в том, что правительство ежегодно может индексировать сумму предельного лимита, с которой уплачиваются взносы. Это делается якобы на основе роста средней заработной платы в стране. В 2011 году она будет повышена до 463 000 рублей. Таким образом, максимальная сумма выплат с зарплаты одного работника вырастает до 157 420 рублей. Получается, в итоге максимальная выплата в соцфонды увеличится по сравнению с этим годом на 45,9%.

Эта индексация — гениальный механизм по произвольному повышению налога в обход закона. Даже если не вдаваться в механизм расчета среднего роста зарплат в стране (методика отсутствует в открытом доступе), виртуозность определения роста зарплат в 2010 году впечатляет. Прежде правительству удавалось рассчитать такой рост в лучшем случае к началу третьего квартала следующего года. То есть в июле 2010 года определяли рост зарплат за 2009-й год. В этом же году сведения о цифре 463 000 рублей уже появились в начале сентября.

Еще сильнее рост нагрузки для малого бизнеса. Фирмы, работающие по упрощенной системе налогообложения или сидящие на вмененном доходе, сейчас имеют льготу по уплате социальных взносов. Они уплачивают взносы только в Пенсионный фонд по ставке 14%, в другие фонды не платится ничего. С 2011 года эта льгота отменяется. В результате максимальная выплата с зарплаты одного работника для малого бизнеса вырастет в 2,7 раза: с 58 100 до тех же 157 420 рублей.

Это еще не все. 1 декабря Госдума одобрила закон, обязывающий работодателя оплачивать не два, а три дня болезни сотрудника. Кроме этого, размер оплаты больничных будет рассчитываться из среднего заработка за последние два года. Сейчас средний заработок рассчитывается за год.

При этом с 2011 года сам размер пособия не может превышать 38 000 рублей в месяц (закон о соцстраховании, ст. 14, п. 3.1). Такое же ограничение касается пособия по беременности и родам. То есть государство готово возместить работодателю за счет взносов лишь часть реального заработка. Это означает, что государство прямо отказывается компенсировать реальные последствия наступления страхового случая.

Примерно такая же ситуация с пособием по беременности и родам. Она отражает реальную, а не декларативную поддержку материнства. Согласно конвенции Международной организации труда об охране материнства, такое пособие должно составлять 66-100% заработка женщины. Конституционный суд признал неконституционным ограничение такого пособия. Однако с завидным упорством подписываются законы, незаконно ограничивающие размер пособия.

В итоге работник получит выплату явно меньше своего реального оклада. Разницу между пособием и его фактическим заработком придется выплатить работодателю за счет дополнительных средств, несмотря на то что он заплатил взносы в соцстрах.

Получается, реальная нагрузка на зарплату с 2011 года вырастет гораздо сильнее, чем об этом говорит государство. Одновременно объем гарантированных выплат за счет соцвзносов уменьшается.

Из этого следует, что на самом деле социальные взносы являются налогом и никакого отношения к идее страхования в нашей стране не имеют. Не планируется вводить обещанные правительством компенсационные выплаты — отсутствует даже дискуссия о таких мерах. Например, о возможности уменьшать взносы на суммы, направляемые на добровольное пенсионное и медицинское страхование. Отсутствуют гарантии для бизнеса в части эффективного расходования полученных вносов. Скандалы о госзакупках Минсоцздравравития всем хорошо знакомы.

Российский налоговый портал осенью 2010 проводил опрос малого бизнеса по поводу их действий в 2011 году в связи с повышением налогового бремени. Из 836 респондентов 43% планируют платить зарплату сотрудникам в конверте и использовать иные схемы, снижающие бремя. 23% респондентов будут вынуждены меньше платить сотрудникам. И лишь 17% будут платить повышенную ставку, не уменьшая при этом оплаты труда.

Есть исследования, согласно которым рост нагрузки на зарплату снизит рост ВВП как минимум на 0,7%. О том, что решение о повышении нагрузки надо пересмотреть, говорят Минфин и Минэкономразвития. Однако пока государство следует концепции «фарш невозможно провернуть назад». Ведь бюджет-2011 уже принят.

Отдельную проблему будет представлять собой администрирование взносов: проверка правильности их уплаты передается от ФНС Пенсионному и другим фондам. Проверки начнутся в 2011 году. Учитывая, что у фондов нет опыта налогового администрирования, реальное положение дел будет еще хуже. Надо отметить, что проверяющими «продавлены» нормы в Федеральном законе №212-ФЗ о том, что неуведомление налогоплательщика о дате и месте рассмотрения проверок и вынесение решения без участия налогоплательщика не влечет безусловную отмену такого решения. Так что нужный вектор задан.

Автор — партнер юридической компании Taxadvisor

Категория: Бухучет и налогообложение | Просмотров: 803 | Добавил: infa24 | Теги: налоговая нагрузка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar