Экспертная Группа «Тэглайн» опубликовала первые
данные комплексного исследования рынка заказных веб-разработок в России,
проходящего в рамках рейтинга «Топ-100 ведущих веб-студий России 2010». В
исследовании приняли участие около 1 200 компаний — игроков рынка,
которые ответили на вопросы анкеты, связанные с бизнес-показателями их
деятельности. Группа
«Тэглайн» — единственное аналитическое агентство на рынке
веб-разработок, которое дает оценку его объема и других важных
показателей с 2006 года. Данные рейтинга по оборотам веб-студий были
озвучены Президентом РФ Дмитрием Медведевым на открытии конференции
РИФ-2008, а также принимаются во внимание бизнес-изданиями, инвесторами и
государственными структурами. По оценке «Тэглайн», объем рынка
разработки и поддержки интернет-проектов в России за 2009 год составил
9,2 миллиардов рублей (примерно 290 миллионов долларов по среднегодовому
курсу). Оборот рынка заказных веб-разработок в 2008 году был оценен
в 6,8 миллиарда рублей. Таким образом, рост рынка по отношению в 2008
году составил примерно 35% в рублях или 5% в долларовом эквиваленте. При
расчете объема рынка учитывались следующие факторы: • В 2008 году
объем рынка был оценен в 6,8 миллиардов рублей, оценка по 2007 году —
примерно 4 миллиарда. • Средний рост оборотов компаний по сравнению с
2008 годом, указанный респондентами, составил около 44%. • Общий
оборот компаний, предоставленный компаниями — участниками опроса,
составил примерно 4,9 млрд руб. • По данным «Тэглайн», средний рост
общих бюджетов заказчиков на разработку, продвижение, развитие и
поддержку интернет-проектов составил около 20% (в рублях). При
произведении расчетов брались поправки на завышение показателей своих
компаний, поданных респондентами, поправка на непрозрачные бюджеты рынка
(например, гос.проекты), не учтенные в исследовании и многие другие
факторы. По данным АКАР, объем рынка интернет-рекламы в России в 2009
году составил 18 миллиардов рублей и вырос на 8%. Отметим, что рынок
интернет рекламы — единственный рекламный сегмент, показавший рост в
2009 году даже в рублях. Таким образом, рынок разработки и поддержки
проектов в интернет растет примерно в 4 раза быстрее, чем рынок
интернет-рекламы. Крупнейшие игроки рынка прокомментировали данные
исследования. Алексей Персианов, директор, ADV/web-engineering: «Объем
рынка проектов с высокими бюджетами остался на уровне прошлого года.
Произошло уменьшение бюджетов на разработку проектов, но одновременно
выросли бюджеты на продвижение и смежные услуги. Если раньше компания
готова была пойти на риски удачного-неудачного креатива и
изобретательства, то теперь для снижения рисков заказчик предпочитает
пользоваться законами больших чисел и нагнетать трафик на средний
проект. Вырос объем бюджетов и спрос на поддержку сайтов, в связи с тем,
что повышение эффективности существующего проекта требует существенно
меньше инвестиций чем создание нового. По этой же причине выросла
значимость оперативной аналитики и рекомендательных продуктов нашей
компании. Вырос интерес заказчика к готовым веб-решениям для бизнеса,
так их внедрение снижает риски времени и инвестиций заказчика. У нас
хорошие показатели по внедрению готовых решений для страховых компаний и
торговых сетей. В этом году мы вывели готовые решения с отдельное
направление бизнеса». Михаил Токовинин, CEO, QSoft: «По нашим
данным рынок веб-разработки по объемам не изменился в 2009 году. Другое
дело, его структура. По нашим ощущениям, проектов стало меньше, но на
них больше потратили. В целом 2009 год мы считаем очень удачным. Мы
смогли привести в порядок издержки, сохранив при этом наши доходы. Я
думаю, что в итоге отрасль от кризиса только выиграла — мы стали меньше
платить за офисы, стали адекватнее оценивать сотрудников, в то время как
заказчики подтвердили наши оптимистичные ожидания — они будут экономить
на всем, кроме интернета». Анна Свердлова, управляющий партнер,
Actis Wunderman: «Рост оборота Actis Wunderman в прошлом году
произошел за счет приобретения нескольких крупных клиентов, пришедших из
других агентств. Несмотря на безусловный спад в количестве новых
клиентов, пришедших в компанию в прошлом году, а также в новых проектах
для некоторых существующих клиентов, многие крупные клиенты наоборот
использовали кризис на реализацию достаточно амбициозных
digital-программ и на упрочнение своих позиций в интернете». Сергей
Котырев, директор, Umisoft: «В самом конце 2009 года я провел опрос в
сообществе «Бизнес веб-студии» на «Хабрахабре»
(http://habrahabr.ru/blogs/studiobusiness/79621/), где проголосовало
более 900 человек. По результатам, как и по собственным данным UMI,
видно, что с точки зрения реальных объемов (с учетом девальвации рубля) в
2009 году, рынок вырос незначительно. В 2009 году не было взлетов или
падений рынка, но была смена парадигмы. Типичные создатели сайтов,
привыкшие сидеть в своих узких нишах (по цене, по технологии, по
региону, по индустрии клиентов) почувствовали себя нехорошо, многие даже
прекратили свое существование. Зато комплексные компании, имевшие
широкий спектр услуг (поддержка, продвижение, «медийка») и более гибкие
компании (готовые «двигаться» по цене, работать с другими регионами) не
просто выжили, но многие и выросли. Несмотря на то, что разработка сайта
по-прежнему является ключевой, базовой услугой большинства студий (и
будет являться), платежеспособный спрос и центр прибылей переместился в
услуги продвижения. На этой волне студии стали оптимизировать отделы
разработки и процессы в них, отказываться от развития собственного ПО,
следить за затратами на разработку, работать с клиентом более
комплексно. Еще порадовало снижение кадрового голода в 2009 году за счет
ухода с рынка части компаний». Владимир Рыжков, коммерческий
директор, «РБК СОФТ»: «В 2009 году в нашем сегменте наблюдалось
общее снижение количества проектов. Кроме того, из-за дефицита
финансирования многие проекты были приостановлены, упрощены или
пересмотрены. Популярностью стали пользоваться недорогие сайты — менее
затратные по инвестициям и времени реализации. Все пытались экономить.
Кто-то начал проводить тендеры с большим количеством участников,
провоцируя тем самым ценовой демпинг и, как следствие, общее снижение
качества разработки. А кто-то поступил разумнее и принял более
эффективное решение, разделив сложные проекты на этапы или уделив больше
внимания развитию и сопровождению уже существующих ресурсов». Генеральным
спонсором проекта в 2010 году выступила компания Microsoft,
официальными спонсорами проекта — Софткей, UMI.CMS, Atilekt.CMS, REG.RU.
Среди информационных партнеров проекта — Ассоциация Интерактивных
Агентств (АИА), РОЦИТ, AdMe, Advertology, Roem, Seonews, Вебпланета,
AdIndex, RuFormator, Regions.ru, AllMedia, «Гуров и партнеры», CMSList,
Bonin.ru, eLama, газета «Неделя», Novate, Re-port, F1CD, MegaObzor,
HotDigital, SEOPro и другие. Подробности – на
сайте.
источник http://businesspress.ru/newspaper/article.asp?aid=497360 |