Цивилизованного веба в России нет и в ближайшее время не будет — такой
вывод напрашивается из исследования, проведенного журналом «Интернет в
цифрах» и проектом WebProfessionals.ru. Именно так считает большая часть
участников рынка веб-разработок.
Кстати, предполагается, что сегодня на рынке веб-разработок действуют
4-7 тысяч веб-студий, агентств и т.п. Преимущественно это мелкие
структуры, в которых работают до 5 человек. Также на рынке присутствуют
десятки средних игроков с числом сотрудников свыше пяти человек и
годовым оборотом около миллиона рублей. Есть на рынке и крупные игроки,
но их единицы — не более 7 компаний. При этом оборот всего рынка
оценивается в 270 млн долларов, что на 70% больше аналогичного
показателя прошлого года. Впрочем, предполагается, что в
действительности оборот рынка раза в три больше названной суммы.
Если вернуться к исследованию, то в ходе его проведения были опрошены
1486 веб-разработчиков и 553 представителя компаний-заказчиков. Главными
целями исследования были названы определение степени цивилизованности
данного рынка и поиск путей улучшения ситуации. То есть исследователи
изначально не строили иллюзий относительно состояния российского рынка
веб-разработок. Как отметил эксперт по интернет-исследованиям и
интернет-маркетингу Федор Вирин, результаты оказались ожидаемыми.
И самый главный из них — большинство участников рынка не считают его
цивилизованным. Среди заказчиков такого мнения придерживаются 60%
опрошенных, а среди разработчиков — 63%. Впрочем, следует отметить, что
исследователи не задавали каких-либо критериев, то есть участники опроса
отвечали на этот вопрос в меру своего понимания цивилизованности. Для
себя исследователи отнесли к основным критериям цивилизованности такие
понятия, как «прозрачность», «партнерство» и «качество исполнения». И
соответственно не преминули узнать мнения респондентов относительно этих
критериев.
Что касается прозрачности, то есть очевидности ценообразования, то
рынок фактически полностью признан непрозрачным. Так посчитали 94% всех
опрошенных. При этом 41% разработчиков отметили, что каждый заказчик
меняет техническое задание на разработку сайта. Еще 37% указали, что так
поступает каждый третий клиент. У 12% разработчиков такая ситуация
складывается значительно реже — с каждым пятым заказчиком. А еще 9%
похвастались, что в их практике такого не происходит.
Еще один вопрос прозрачности касался проблемы ценовых сговоров и
конкурентности. 58% участников рынка признали, что рынок веб-разработок в
России не конкурентный. Так, только каждый четвертый тендер или конкурс
на разработку сайта считается честным, а спрос на «откаты» в четыре
раза превышает предложение. При этом абсолютное большинство — 95% —
призналось, что не понимает ценообразования. Не многим лучше мнение
участников рынка о его профессионализме, под которым подразумевается
высокая квалификация специалистов. Только 11,5% участников опроса
посчитали, что рынок веб-разработок можно считать профессиональным.
Штрихи к этой печальной картине добавили эксперты, которых организаторы
исследования пригласили для обсуждения результатов опроса и мер по
улучшению ситуации.
Следует отметить, что не все эксперты согласились с пессимистическим
отношением к рынку веб-разработок. В частности, директор одной из
крупнейших веб-студий Екатеринбурга — компании Jet Style — Алексей
Кулаков отметил, что из региона многое смотрится иначе. По его мнению, в
Рунете имеются как цивилизованные сегменты, так и не цивилизованные.
При этом цивилизованность, по словам Алексея Кулакова, зависит во многом
от понимания заказчиком целей создания сайта, его предназначения и т.п.
Кулаков отметил также, что в Екатеринбурге цивилизованность началась во
время кризиса на рынке рекламы. Тогда рекламные агентства, которым
требовались сайты, понимали, зачем им нужны интернет-представительства и
какие задачи они должны решать. При этом такие заказчики стали
выдвигать исполнителям конкретные требования, а не высказывать пожелания
типа «хотим сайт, крутой». То есть поступали цивилизованно. Поэтому
разработчикам также пришлось становиться цивилизованными. «Где со
стороны заказчика отсутствует понимание целей создания сайта, его
предназначения, там возникает «Клондайк» и какая-то магия», — заявил
Кулаков.
Мнение Алексея Кулакова поддержал директор по развитию компании
«1С-Битрикс» Алексей Сидоренко. Он отметил, что чем крупней
компания-разработчик, тем чаще к ней обращаются именно цивилизованные
заказчики. Причем это также преимущественно крупные компании.
Тем не менее, участники дискуссии признали, что у рынка веб-разработок
есть несколько общих проблем, над решением которых необходимо работать
сообща. Речь идет об обеспечении прозрачности рынка и о повышении уровня
профессионализма. Федор Вирин и директор Российской ассоциации
электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко даже предложили
своего рода план действий.
Он включил в себя положение о необходимости организации системы
образования, предназначенной прежде всего для выработки единого языка и
первичных правил, которые помогли бы заказчикам и разработчикам
правильно понимать друг друга. Также в число мер было включено создание
площадки для общения участников рынка, для обмена опытом. Здесь, кстати,
было отмечено, что большинство руководителей веб-студий —
веб-разработчики, которые не заботятся о «накоплении» кейсов успешных
проектов. Им это просто не интересно. Поэтому обмена опытом на уровне
компаний не происходит. Еще один пункт плана предусматривал разработку и
принятие базовых отраслевых стандартов создания сайтов, от которых
могли бы отталкиваться заказчики при размещении заказов.
Стоит отметить, что план действий был предложен и в общем-то одобрен.
При этом Сергей Плуготаренко предложил использовать ресурсы и
возможности РАЭК для формирования образовательной и коммуникационной
площадки рынка.
В то же время было отмечено, что 10 лет назад участники рынка уже
собирались для работы над развитием рынка. Тогда они только говорили, но
так ничего и не делали. Поэтому нынешняя активность участников рынка
понятна, но пока каких-либо больших надежд не вызывает. Тем более, что у
рынка веб-разработок две стороны. Одна — те же веб-студии и агентства.
Другая — фрилансеры. И взаимоотношения между этими группами зачастую
далеки от идеальных.
По данным сайта Freelance.ru, сегодня в сообществе зарегистрировано
около 700 тысяч фрилансеров, из которых около 90% работают по схеме
исполнитель–заказчик. То есть, по мнению сотрудников сайта, число
недобросовестных фрилансеров весьма не велико. В то же время по итогам
текущего года на долю фрилансеров приходится около 10% офлайновых
заказчиков. В следующем году ожидается увеличение этого показателя до
30%. Кстати, по данным Freelance.ru, в этом году фрилансеры уже
заключили сделки приблизительно на 300 млн долларов. Это позволило
Федору Вирину предположить, что заявленные веб-студиями обороты и доходы
значительно, в 2-3 раза, занижены.
http://www.bfm.ru/articles/2010/12/19/rossijskim-sozdateljam-sajtov-nedostaet-civilizovannosti.html |