Понедельник, 29.04.2024, 11:49

СДЕЛКА

Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Вы читаете газеты?
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


11:35
Skype не выдержал собственного бизнеса
Вчера  миллионы пользователей по всему миру в течение долгого времени не могли подключиться к сервису интернет-телефонии Skype. По неофициальной информации, сбой системы затронул как минимум половину клиентов оператора. Число единовременных подключений к Skype на несколько часов упало с 21 млн до 12,5 млн. 

Сейчас работа сервиса постепенно восстанавливается.  В четверг утром, когда я пишу эту колонку, у части моих европейских друзей Skype уже работает, у американских – нет, у российских – работает время от времени. В Skype успели объяснить причину провала: проблема в так называемых суперузлах (supernodes). Это промежуточные сервера, как правило – мощные пользовательские машины, которые сеть использует в качестве «справочников» для остальных пользователей. Некая ошибка в одной из программных версий Skype повлияла на их работу и потянула за собой вниз всю сеть. Последний раз сравнимый по масштабу сбой работы интернет-оператора случился в 2007 году – и тогда он тоже был связан с ошибкой работы «супернодов». 

Но для того, чтобы понять причины проблем Skype, совсем необязательно погружаться в технические детали и специфику работы P2P-сети. Как это часто бывает, технология в данном случае стала заложником бизнеса. Достаточно посмотреть на бизнес-модель Skype, чтобы понять, как наивно ждать стабильной работы от главного в мире VoIP-оператора.

Весь бизнес  Skype в последние годы был нацелен на рост пользовательской базы. Казалось бы в этом сложно упрекать массового интернет-оператора, который при этом использует для заработка модель «фримиум» – когда к основной бесплатной услуге, привлекающей клиентов, поставляются дополнительные платные, которые и приносят прибыль. Проблема в том, что «фримиум»  требует соблюдения разумных пропорций бесплатного и платного сегментов аудитории. А с этим у Skype не выходит.

Сейчас у сервиса больше 560 млн пользователей (летом было около 550 млн). Согласно документам, которые компания подала к заявке на IPO в августе, из этих 550 млн активными пользователями можно было назвать только  124 млн, и только около 8 млн из них были подписаны на платные услуги. За первые шесть месяцев текущего года доход Skype составил $406 млн, тогда как прибыль – $13 млн, а операционная прибыль – всего $1,4 млн. При этом пользовательская база растет быстрее, чем доходы: модель «фримиум» трещит по швам. 

Такие диспропорции в бизнес-модели напрямую отражаются на стабильности технологической базы компании. Skype работает на износ. Например, 22 ноября сервис поставил рекорд по числу пользователей, одновременно находящихся онлайн: всего к Skype одновременно были подключены 25 млн человек. А в среднем этот показатель составляет 17–18 млн. Судя по всему, и вчерашние 21 млн единовременных пользователей были за пределами среднего лимита.

Такие резкие скачки одновременных посещений требуют особой работы с мощностями. По рынку давно ходят слухи, что Skype является одним из самых активных арендаторов оборудования среди хайтек-компаний. А это косвенно подтверждает известную версию: у Skype cегодня нет финансовых возможностей для длинного инфраструктурного планирования. Компания вынуждена заниматься оперативной поддержкой своей инфраструктуры, используя аренду и лизинговые схемы; тем самым она закрывает проблемные участки «здесь и сейчас», но не работает на опережение. 

Глобальный сбой Skype случился, конечно, очень не вовремя. Компания  готовилась к IPO, надеясь привлечь на бирже от $750 млн до $1 млрд. Этих денег хватило бы на решение всех инфраструктурных проблем и дальнейшее бесперебойное развитие. Репутационный удар, связанный с длительным «падением» сервиса, возможно, заставит компанию в очередной раз перенести свой выход на биржу.

Параллельно Skype в этом году усиливал позиции на корпоративном рынке, и у его офисных клиентов тоже в результате будет немало вопросов (уже сейчас корпоративные пользователи обсуждают возможные альтернативы). Когда Skype восстановится, его менеджменту предстоит тяжелый анализ причин и последствий случившегося. Думаю, теперь более активная монетизация сервиса (в том числе рекламная) начнется раньше, чем всеми ожидалось.

http://slon.ru/blogs/mzabelsky/post/515441/
Категория: Новости компаний | Просмотров: 836 | Добавил: infa24 | Теги: Skype | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar