И недаром - отсутствие у клиента информации, в объеме достаточном,
чтобы
найти ответ, на вопрос вынесенный в заголовок, зачастую приводит к тому,
что
решение не тратить деньги на что - то на первый взгляд не являющееся
необходимым
оборачивается для него (клиента) значительными убытками и/или упущенной
выгодой.
Заполнению этого информационного ваккума и посвящен этот материал.
Что же привлекательного в использовании услуг консультантов?
Рассмотрим это подробнее:
Цель консультанта - помочь
клиенту
в решении стоящих перед ним задач.
Независимо от того используются
услуги
консультанта или нет, для решения задачи необходимо спланировать и
осуществить
изменения (как внутри самой организации, так и во внешней среде),
которые
приведут к ее решению.
Трудность же заключается в том, что члены
организации, находясь внутри ситуации, которая в целях решения задачи
должна
быть изменена, не могут полностью освободится от ее (ситуации) влияния.
На них
влияют личные связи, существующие внутри организации, традиции и
ценности,
сложившиеся стереотипы в отношении своей деятельности и окружающего
мира. В
результате чего задача зачастую может быть поставлена неверно, а
"лежащее на
поверхности" решение не найдено.
Консультант же в силу своей
независимости и "несвязанности ситуацией" может посмотреть на проблему с
другой
стороны. Так, например, коммерческие представители фирмы, оказывающей, в
частности, полиграфические услуги, пользовались визитными карточками
образца,
что называется - "проще не придумаешь".
После разговора с
консультантом
руководством фирмы было принято решение улучшить дизайн визиток. Так на
визитках
появился красивый цветной логотип, текст был сделан различными шрифтами и
т. д.
Короче было сделано все возможное, чтобы показать, что визитка может
быть
небольшим произведением искусств, а, как стало ясно примерно через 1,5
месяца,
еще и хорошим инструментом сбыта.
В результате количество
заказов на
полиграфию увеличилось почти в 2 раза. Примеров можно было бы привести
еще
много, но, пожалуй, наиболее убедительно будут выглядеть слова директора
(теперь
уже бывшего) одной из риэлторских фирм, очень успешно работавшей на
протяжении 4
- х лет, и вынужденно свернувшей свою деятельность в прошлом году:
"Основная
проблема, которая у нас возникла, состояла в том, что все люди варились в
собственном соку и никто не мог трезво оценить ситуацию со стороны, и я
просто
уверен, что то же самое происходит и в других фирмах."
Кстати,
из свыше
500 риэлтерских компаний, получивших лицензии правительства Москвы на
свою
деятельность, около трети в минувшем году прекратило свою работу.
Особые знания и навыки.
Порой в организации могут
отсутствовать специалисты, владеющие методами и приемами, необходимыми
для
решения поставленной задачи. Не каждая компания может позволить себе
иметь
штатного психолога, дизайнера, маркетолога, менеджера по рекламе и т. д. Причем хорошему
специалисту
нужно ведь платить соответствующую заработную плату, что особенно трудно
для
малых и/или недавно созданных предприятий. Тем более, что объем работ
необходимый для них может выполнятся порой и за 1/5 времени рабочего
дня. Но
зачастую современная рыночная ситуация, характеризуемая формированием
мощной
конкурентной среды и соответственно борьбой за клиента требует
привлечения таких
специалистов. 0 чем говорят нижеследующие факты. Сначала реформ наиболее
выгодным бизнесом в России - считалось торговля,
особенно
импортным товаром. Но сейчас и в этой области деятельности, традиционно
считавшейся благополучной (легкой) наступили непростые времена. Из
18.000
московских продовольственных магазинов, по разным оценкам, каждый 4 - 5
ый
находится на грани разорения. Наценка на товар вместо когда - то
привычных 100%
составляет 15 - 30%.
В ходе проведенного Центром экономической
коньюктуры опроса руководителей торговых организаций России, последними
было
отмечено снижение прибыли в прошедшем году и в этом году скорей всего
будет
наблюдаться дальнейшее снижение прибыли. Поэтому решение воспользоваться
услугами специалиста, способного противостоять возникающим трудностям,
безусловно, правильное решение. А чтобы не разорится на услугах всех
нужных
специалистов, покупайте время консультантов - это в конечном итоге
выйдет
гораздо дешевле. А если держать всех нужных специалистов в штате просто
нет
финансовых возможностей, то использовать услуги консультанта - вообще
единственный выход.
Интенсивная профессиональная помощь на
временной
основе.
Может быть и так, что в организации есть практически
все
нужные специалисты. Они имеют достаточный объем работ (что, кстати,
немаловажно,
поскольку в организации с раздутым штатом не только высоки расходы на
зарплату и
налоги на нее, но и случается такое, что недостаточно загруженные
сотрудники
начинают придумывать себе дела, возникает бюрократия и прочее, что в
конечном
итоге парализует деятельность предприятия. Может быть, даже все идет
хорошо, но
произошел кризис - и это не обязательно, что - то плохое, возможно эта
разработка и внедрение нового проекта. Но в любом случае потребуется
опять же
время специалистов, но у штатных его практически нет, т. к. оно занято
текущей
работой. Консультант же не только предоставит необходимое время, но и
уйдет по
завершению кризиса или проекта (хотя при необходимости может
осуществлять
дальнейшее сопровождение).
Приобретение новых знаний и
навыков
персоналом организации.
Образовательный эффект является,
пожалуй,
самым важным в процессе консультирования. И впрямь "...конечно, можно
просто
накормить человека и несколько часов он будет сыт, а можно научить его
ловить
рыбу и он будет сыт всю жизнь, да еще и прокормит жену и детей..." В
принципе
можно отправлять людей обучаться на курсы ( и др. образовательные
учреждения.)
Но каждая организация - индивидуальна и это касается в том числе
требуемых
навыков, в то время как образовательные учреждения дают общие знания,
кроме
того, эти знания зачастую излишне теоретизированы, т. к. не проверяются
тут же
реальной практикой. Помимо этого, обучаемый в той или иной степени
отрывается от
производства. Консультант же может организовать обучение прямо на
рабочем месте
с учетом индивидуальности организации, а также самого обучаемого. Кроме
того,
консультант может интегрировать различные дисциплины в одном курсе
обучения (к
примеру теорию рекламы и методики активизации творческого мышления) и
параллельно вместе с обучаемыми решать конкретные назревшие задачи.
Александр Куликов