СТОИТ ЛИ ПРОДВИГАТЬ СВОИ ТОВАРЫ В БЛОГАХ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Отношение в блогах и в социальных сетях к компаниям,
которые продвигают там свои услуги и товары, скорее негативное, чем
доброжелательное.
Производитель обуви Ralf Ringer работает в блогах и социальных сетях с
2008 года. "Не сомневаюсь, что за продвижением web2.0 будущее, но не
настоящее, — говорит руководитель отдела рекламы и PR компании Александр
Греб. — Опираясь на наш опыт, скажу, что блоги как маркетинговые
площадки для массовых производителей работают малоэффективно. Это скорее
поле для товаров, имеющих нишевую аудиторию вроде стритрейсеров,
маунтинбордеров и других, а также возрастной аудитории, например
тинейджеров".
"В блогах еще как–то терпимы комментарии про книги, фильмы, концерты, —
соглашается консультант по брендингу Виктор Тамберг. — Остальным можно
забыть о том, чтобы засветиться со своим продуктом в известном блоге.
Да, вначале многим казалось проще простого запустить слух в Живом
Журнале. Ведь особенность блогосферы — личные контакты и высокая степень
доверия, которую блогеры испытывают друг к другу, а значит, скрытое
воздействие должно превзойти по эффективности любую рекламу.
Как бы не так! Авторитетные персоны оказались не по зубам желающим
заработать на рекламе в блогах. Репутация важнее".
Директор по развитию агентства интернет–маркетинга Matik Артем Овечкин
тоже считает, что блоги малоэффективны. "Там сложнее оставить
комментарий с упоминанием компании, потому что либо есть премодерация,
либо сам владелец блога нещадно убивает любые коммерческие сообщения", —
поясняет специалист.
Ярким примером отношения блогеров к скрытой рекламе может служить
скандал, разразившийся в ЖЖ пару лет назад. Тогда несколько известных
блогеров одновременно прочли в своих постах рекламу одной компании,
замаскированную под комментарий. Негативная реакция сообщества не
заставила себя ждать. С тех пор любая неудачная скрытая реклама, из
которой, как говорится, торчат уши рекламодателя, зовется "утконосом".
Сегодня, по данным портала SuperJob, через блоги продвигают товары или
услуги только 8% опрошенных маркетологов и 18% пиарщиков (всего же в
опросе приняли участие 400 специалистов из всех округов РФ).
Впрочем, Артем Овечкин считает, что негативно относятся к продвижению не
только блогеры. "Некоторым пользователям социальных сетей также за
каждым положительным откликом видится "костлявая рука" маркетинга, —
говорит он. — Любая попытка в позитивном ключе упомянуть конкретную
компанию или марку обязательно сталкивается хотя бы с одним обвинением в
спаме".
Возможно, причина кроется в том, что 89% пользователей социальных сетей,
под данным исследования WorkPlace Media за 2009 г., воспринимают
подобные ресурсы как способ поддерживать контакты в первую очередь с
друзьями и семьей, но не как рекламные площадки. Лишь 11% респондентов
состоят в "друзьях" у брендов.
Хотя Александр Греб готов назвать еще несколько причин, почему сегодня
социальные сети не работают так, как, наверное, могли бы. Это и малый
охват интернетом целевой аудитории, и низкое качество участников
соцсетей и блогосферы, под которым подразумевается возраст и доход, а
также недостаточный таргетинг соцсетей.
По мнению директора агентства цифрового маркетинга "СОХО" Юрия Гладкого,
в недружелюбности социальных медиа к компаниям виноваты сами
рекламодатели.
"Цели пребывания в социальных сетях, стратегии поведения, смысла и опыта
работы с аудиторией в социальных сетей обычно нет, — говорит он. —
Многие пробуют зарегистрировать акаунт на имя какого–нибудь ООО "Рога и
копыта", пишут новости о дне рождения бухгалтера Зинаиды Петровны и
насильно пытаются нагонять "в друзья" аудиторию в возрасте от 12 лет со
всего земного шара. При этом такие активисты надеются, что их товары
станут культовыми".
До 400 рублей стоит сообщение под видом объективных отзывов о
товарах и услугах в соцсети. Минимальная цена — 100 рублей. С целевой
аудиторией общается не компания, а "такой же простой человек, как и все
мы".
96% потребителей не придают значения продвижению торговой марки в
соцсетях. Мнение о компании лишь у 12% респондентов может измениться,
если компания активно продвигается в известных им соцсетях.