Предприимчивые
люди положили глаз на твиттер. Популярный ныне сервис микроблоггинга
стал неплохим средством продвижения рекламных предложений. Поле для
высаживания брендов – громадное. Но урожай получат лишь самые
терпеливые: слишком велика вероятность прослыть сорняком, участь
которого в твиттере всегда одна – игнор. Как грамотно использовать новый
маркетинговый инструмент и не оказаться в списке злостных спамеров?
Ответ на этот вопрос знает таксист из Киева.
Такси 2.0
Виктор Федосюк не расстается с твиттером
ни на минуту. Он не беспечный студент. И не офисный сотрудник. Он
молодой предприниматель из Киева, воспитанный недавним экономическим
кризисом. В прошлом – руководитель отдела крупнейшего банка Украины,
попав под сокращение, решил отдохнуть от управленческой должности. С тех
пор Виктор, сидя за рулем собственного авто, зарабатывает на жизнь
частными перевозками, которые впоследствии приобрели особенную
уникальность и популярность среди населения.
Новоиспеченный таксист не забывал рассказывать своим друзьям из твиттера о «подводных камнях» в своей работе – и аккаунт
киевлянина неожиданно «прибавил в весе». За год количество подписчиков
на сообщения Виктора выросло до трех тысяч человек! Не преминув этим
воспользоваться, он начал незаметно продвигать свои услуги – обратная
связь не заставила себя долго ждать. И сегодня Федосюк с удовольствием
рассказывает о собственной службе перевозок, которую гордо именует
«Такси 2.0», и о том, как правильно настроить твиттер на бизнес-волну.
Виктор Федосюк: На данный момент наша основная работа – служба
трансферов в аэропорт и работа с корпоративными клиентами (почасовая
аренда авто с водителями). Полноценную службу такси по городу пока все
еще не запустил: просто не тороплюсь. Тем не менее, сейчас со мной
сотрудничают пять водителей – все они загружены работой. В день у
каждого бывает до семи заказов, что большая редкость для обычных
таксистов. Хочу расширяться и дальше, но чтобы сделать все на высшем
уровне, нужно финансирование.
E-xecutive: Как появилась вторая версия такси?
В.Ф.: Я активно использовал твиттер для поиска клиентов.
Сообщал о своем расположении и давал специальную цену, по которой
вызывался довезти до центра. Она была ниже той, что предлагали другие
перевозчики.
E-xecutive: Сразу же пошла отдача?
В.Ф.: Результат от этого эксперимента, если честно, был
нулевой: все-таки твиттер не является средством моментального обмена
информацией (как ICQ или Jabber). Поэтому данное объявление было
актуально для немногих. Тем не менее, привлекая все новых и новых
подписчиков, я стал получать свои первые заказы, которых вскоре стало
множество. Людям понравилась эта идея. Могу сказать, что 90% наших
клиентов становятся постоянными. Часто после поездки они благодарят меня
в твиттере.
E-xecutive: Виктор, а как вы догадались монетизировать свой аккаунт в твиттере? Начитались в Интернете умных статей?
В.Ф.: Набрав определенное количество подписчиков (фолловеров
– на «жаргоне» твиттера), я задумался – а какую практическую пользу для
меня они могут принести? Начал изучать зарубежные кейсы. Знакомый
подсказал идею с той самой публикацией моего текущего расположения,
чтобы подписчики знали, где я нахожусь и насколько быстро могу их
забрать.
E-xecutive: В твиттере достаточно
много откровенно рекламных аккаунтов. Лично я никогда не следую за ними в
ответ. Как вам удалось привлечь 3000 фолловеров?
В.Ф.: Многие пришли с блогов, по рекомендациям. Также,
признаюсь, я занимаюсь массовым фолловингом, когда добавляю «в друзья»
всех киевлян – то есть моих потенциальных клиентов. На данный момент
около 90% моих читателей – из Украины, из них большая часть – столичные
жители. К слову, мой аккаунт в твиттере не рекламный. В нем много личных
профессиональных наблюдений. Об услугах такси подписчики могут узнать,
взглянув на фон моей страницы, который является своего рода «упаковкой»
моих услуг. Этим довольно-таки «гуманным» принципом, я думаю, должны
руководствоваться те, кто решит использовать твиттер в коммерческих
целях.
E-xecutive: С фотошопом «дружат» не все. Как не опытным интернет-пользователям создать грамотный дизайн такой «упаковки»?
В.Ф.: В Сети достаточное количество ресурсов, которые
позволяют сконструировать фоновый рисунок для твиттера самому – с
необходимым текстом и изображением. Достаточно ввести в поиске фразу twitter background free
– и вывалится много толковых сервисов. Если же вам нужно создать
корпоративную страницу в твиттере, то лучше всего обратиться к
профессионалам. Многие дизайнеры сейчас предлагают услуги по созданию
фирменного стиля интернет-аккаунтов.
E-xecutive: Поделитесь конкретными инструментами массового фолловинга.
В.Ф.: Для поиска по региону пользуюсь сервисом nearbytweets. Раз в неделю с помощью сервиса untweeps
чищу список подписчиков – автоматически удаляю не активных
пользователей. Важный момент – люди не подписываются в ответ, если у вас
будет пустая или несодержательная лента. Для новых подписавшихся
фолловеров поставил автоответчик (с помощью сервиса socialoomph),
который моментально присылает сообщение новым «друзьям» с
благодарностью за подписку и с приглашением воспользоваться моими
услугами. Читатели заносят данное сообщение в закладки и при
необходимости открывают его и звонят по указанным в нем телефонам.
E-xecutive: Хорошо. Базу вы нарастили, но ведь в какой-то момент все эти люди могут уйти от вас? Чем вы их удерживаете?
В.Ф.: Пишу в основном о работе – о клиентах, о пробках (для
этого ввел специальный хэштег #kyiv_traffic), провожу опросы с помощью
сервиса twtpoll, публикую фотографии, снятые на камеру мобильного телефона… На самом деле, таксисту есть о чем написать.
E-xecutive: Виктор, помните своего первого клиента из твиттера?
В.Ф.: Первым был пользователь @rukeba,
который попросил встретить его на вокзале и отвезти в аэропорт. А
первым корпоративным клиентом стал магазин кофемашин в лице его
владельца, у которого также есть свой аккаунт в твиттере. Я до сих пор с
ним сотрудничаю!
E-xecutive:Всем ли твиттер принесет реальную пользу?
В.Ф.: Могу сказать со своей колокольни, что твиттер, как и
другие социальные сети, очень интересен для продвижения товаров и услуг
среди потенциальных клиентов. Все, что я делал, можно с легкостью
применить к разным видам оффлайн-бизнеса. Юристы, врачи, продавцы
автомобилей – все могут рассказывать о случаях из практики, давать
советы, отвечать на вопросы и тем самым заработать авторитет в твиттере.
И очень важно не скатиться к сухому «корпоративному» стилю ведения
блога: ваш читатель должен чувствовать живого человека за записями в
ленте. Побольше эмоций, побольше общения, живых фото и рассказов. Будьте
открытыми!
Артем Овечкин: Отложите твиттер в сторону!
Говоря об эффективности твиттера как инструмента маркетинга вынужден
признаться – похвалиться пока нечем. Этот сервис не преодолел планку
нишевого канала для узкого круга молодых людей – в основном
IT-специалистов не первого уровня, журналистов и примкнувших к ним
маркетологов и пиарщиков. Конечно, тут и там нас пытаются будоражить
известиями о маркетинговых акциях крупных компаний, например Panasonic,
или твиттер-аккаунтах известных персон (например, Тинькова). Однако если отбросить шумиху, то станет ясно – читать блог Panasonic или «Евросети»
будут все те же «айтишники» в широком смысле слова, то есть люди,
которые увлекаются на бытовом или профессиональном уровне техническими
новинками. Твиттер для них – также входит в категорию технических
новинок.
А что касается Тинькова и ему подобных поп-персонажей от бизнеса (в
самом хорошем смысле слова), то они свою известность построили за
пределами твиттера. Последний для них – дополнительный аксессуар для
паблисити. Игрушка.
Как-то один из пользователей сервиса микроблогов Friendfeed,
специалист по продвижению в социальных медиа, пожаловался (стилистика
сохранена): «Был жестоко поимен за то, что не смог объяснить, как на
продажи магазина отразится его пиар и продвижение в соцмедиа».
На крик души слетелись советчики, которые то и дело путали продажи
как цель продвижения и рост трафика как его промежуточный этап. Итогом
дискуссии стали слова: «Вопрос на самом деле актуальный – есть ли
примеры интернет-магазинов, активно занимающихся пиаром хотя бы. О
продвижении в соцмедиа я уже молчу (посмотрев на загоны @svyaznoy_ru и @euroset_company, понял, что кейсов не будет еще минимум года два)».
Другая история. Один читаемый блог о продвижении в Интернете
опубликовал статью с амбициозным названием «Результаты успешной кампании
по продвижению бренда в социальных сетях». Автор статьи с самого начала
намеренно подчеркнул, что говорить будет не об условиях и инструментах,
а именно о результатах. Откровенно говоря, я уже настроился на
ознакомление с познавательным – первым! – кейсом об итогах реальной
кампании в России, но вместо этого в статье перечислялись возможные
выгоды от раскрутки в «социалках». В общем, ничего нового. И ни слова о
продажах.
А есть ли эти самые продажи в социальных медиа?
Сейчас я скажу то, в чем большинство маркетологов боится признаться
своим клиентам. «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – науке
это неизвестно, она пока не в курсе дела». Любое продвижение в
социальных медиа в ближайшие 3-4 года – эксперимент за свой счет. На
Западе уже есть кое-какая статистика и кейсы, но они описывают аудиторию
англоязычных социальных сервисов, которая количественно и качественно
отличается от статистики российской.
Могу лишь высказать предположение – в 99% случаев с помощью Social
Media Marketing не получится достичь заметного роста продаж. В начале
декабря мы подвели итоги SMM-раскрутки интернет-магазина, который
продает игры для детей. В течение осени число посетителей на сайте
увеличилось на 56%, а конверсия посетителей в клиентов на 8%. Серьезным
кейсом это не назовешь, но кое-какие выводы можно сделать.Самым
заметным изменением стало увеличение потока посетителей с целевых
площадок. Конверсия выросла в меньшей степени: пользователи социальных
сетей и читатели блогов с интересом относятся к новой информации и
кликают на ссылки, однако они редко готовы совершить покупку немедленно.
В этом они отличаются от посетителей, которые приходят через поиск.
Если
твиттер и другие социальные медиа – одни из первых инструментов
интернет-маркетинга в вашей практике, то лучше отложите их на полку и
займитесь чем-то более полезным. SMM – это десерт интернет-маркетинга,
аппетитное пирожное после сытного обеда.
Одна из
главных причин невысокой эффективности твиттера – это даже не узкая
аудитория сервиса. Основной фактор – неготовность компаний к наплыву
трафика из соответствующих сайтов. Публика там очень капризная, привыкла
критически оценивать информацию, задавать дополнительные вопросы,
требовать доказательств и объективных отзывов других клиентов. Их нужно
убеждать. Например, для интернет-магазина детских игр главной
«проблемой» итогов SMM-продвижения стало появление критических или
«сложных» комментариев и вопросов от посетителей. До этого сайт не
предлагал опцию комментирования своих новостей и товаров. Теперь
менеджерам компании приходится учиться отвечать на комментарии и,
соответственно, тратить больше времени на общение с конечным
потребителем. Зато во многом благодаря комментариям выросла конверсия и
глубина просмотра сайта.
Да, мы
пока не знаем, как именно влияет SMM на продажи применительно к каждой
отрасли бизнеса. Но зато нам, маркетологам, достоверно известна самая
полезная функция раскрутки в социальных медиа. Она помогает обнаружить
самых активных, самых заинтересованных потенциальных клиентов и
подготовить их к роли покупателя. Сырой материал превращается в удобный к
использованию полуфабрикат, да простят меня за такое сравнение.
Какое
блюдо получится из полуфабриката зависит от цен и качества товара,
уровня обслуживания, удобства пользования сайтом, удобства совершения
заказа и покупки и многого другого. Здесь задействовано большое число
ингредиентов. Если некто считает, что SMM – лишняя цепочка в
приготовлении блюда, так пусть попробует запечь неочищенного цыпленка
или подать гостям к чаю лимон в кожуре.
SMM –
это работа, которая создает и приводит к заказчику не холодных, а теплых
и горячих потенциальных клиентов. Но когда у повара не работает плита,
плохо заточен нож или руки растут не из того места, продвижение в
социальных медиа никак не повлияет на популярность его стряпни и рост
продаж его ресторана.
Беседовал Павел Расходов, E-xecutive
Источник: http://www.e-xecutive.ru/marketing/marketing/1359157/ |