В понедельник Facebook собирается объявить о запуске собственного почтового сервиса. Именно этому будет посвящена пресс-конференция,
которую устраивает крупнейшая мировая социальная сеть, сообщили
источники блога Techcrunch. Как именно будет выглядеть почтовый клиент
Facebook и какой адрес будет присваиваться его пользователям, пока
неизвестно. Но конкуренты уже начали нервничать.
Ходят слухи, что почтовая служба социальной сети будет интегрирована с
офисными приложениями Microsoft. Если это так, то пострадает от нового
продукта в первую очередь Google. Facebook уже пользуется поисковиком от
Microsoft, а с появлением возможности создавать и редактировать
документы на враждебной Google платформе в его распоряжении окажется
весь функционал Gmail. Действительно, у социальной сети уже есть сервис
для управления фотографиями, служба мгновенных сообщений, своеобразный
календарь (он называется Events), а теперь будет еще и собственный офис.
И хотя аудитория всех сайтов Google пока больше, пользователей Gmail
примерно в три раза меньше, чем участников социальной сети (50 млн
против 150 млн в США).
Некоторые действия Google наводят на мысль, что компания озабочена
конкуренцией с проектом «Титан» (под таким кодовым названием
разрабатывался почтовый сервис от Facebook). На прошлой неделе Google,
которая позволяет сторонним сервисам автоматически загружать контакты
того или иного пользователя, изменил правила дележки данными: теперь
брать информацию с аккаунтов Gmail смогут только те, кто предоставляет
аналогичную информацию взамен. То есть кто угодно, кроме Facebook.
(Невозможность перенести за собой контакт-лист — один из важнейших
факторов, влияющих на миграцию пользователей между почтовыми
программами). Facebook однозначно принял шаг Google на свой счет и
практически сразу же принял контрмеры. А именно позволили пользователям
Gmail скачивать свои контакты на компьютер, не выходя из Facebook, и тут
же загружать его в социальную сеть нажатием двух кнопок. Цукерберг —
осознанно или нет — следует известной мудрости, что в первую очередь
надо захватывать телеграф и почтовые отделения.
У Facebook больше полумиллиарда пользователей. Даже если
каждый десятый из них решит воспользоваться новым почтовым сервисом, это
уже сделает его — с 50 млн пользователей — одним из популярнейших в
мире. Ничего невозможного в этом нет: популярные приложения на Facebook
привлекают и больше поклонников. И если оптимистичный для Марка
Цукерберга сценарий реализуется, то волноваться о своей судьбе впору
будет уже не скромному по почтовым меркам Gmail, а главному гиганту на
рынке — Yahoo! (около 100 млн пользователей только в США).
Важнейший источник доходов Yahoo! — баннерная реклама. Портал
зарабатывает на ней больше всех, и почтовый сервис — существенная часть
этого бизнеса (любой пользователь mail.yahoo.com имел много шансов в
этом убедиться). Но в скором времени, возможно, это будет не так.
Facebook уже давно обогнал Yahoo! по количеству посетителей и
просмотренных страниц, и, если верить данным аналитической службы
Comscore, по количеству баннерных показов тоже. В последнем квартале
Facebook продал в США 300 млрд баннерных показов — или 23% рынка. Yahoo!
отстал в два раза, а остальные конкуренты по меньшей мере в четыре.
Экранная реклама пока что приносит Facebook меньше денег, чем
конкурентам (социальной сети, по оценкам агентства eMarketer, достается
9,5% баннерных денег), но это только лишний повод наращивать свое
присутствие на рынке. И один из самых очевидных способов этого добиться —
переманить 10-20% клиентов Yahoo! — довершили бы разгром.
Наконец, если Facebook сделает конкурентоспособную почту, пострадает и
третий крупнейший поставщик почтовых сервисов — Microsoft, которому
принадлежат Hotmail и Live.com. Но, естественно, только в том случае,
если Microsoft уже не является полноценным участником проекта «Титан».
Две компании, основанные бросившими учебу гарвардскими студентами, в
последнее время сотрудничали над несколькими масштабными проектами.