Рост
региональной рекламы в прессе по итогам 2011 года в семи крупных
городах (Волгоград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Омск, Ростов, Самара и
Челябинск) составил свыше 5%. Однако, кажущийся на первый взгляд
оптимистическим рост рекламных доходов, не свидетельствует о
положительной динамике в региональной прессе.
Итоги года
Анализ тенденций за два года 2010-2011 гг. показал, что рынок колеблется
вокруг своего тренда, что, с одной стороны говорит, о некоторой
стабильности, но, с другой стороны, свидетельствует о нехватке резервов
для большего рывка. Это приводит, в свою очередь, к неустойчивой
положительной динамике роста рекламных доходов. Как видно на рисунке
доходность от рекламы в прессе в течение года наблюдала как свои
подъемы, так и спады. Наиболее тревожным моментом можно обозначить
декабрь прошлого года, который упал ниже значения декабря 2010 г на
4.6%. Наиболее благоприятными периодами прошлого года можно назвать лишь
весну (март, апрель) и осень (октябрь, ноябрь). Первый период связан с
некоторым оживлением рекламодателей после выхода из затяжного кризиса,
второй период имеет в большей степени политическую подоплеку –
предвыборная риторика в прессе.
Итоги 4 квартала
Ситуация в прессе в разрезе городов складывалась по-разному. Наибольшее
сокращение рекламных выходов произошло в Омске на 10,5%. В Ростове же
напротив, оказался рекордный прирост рекламы до 21%. Однако такой
значительный прирост не сказался на собираемости доходов и составил
всего 6% без учета медиа – инфляции. Практически не изменилось
количество выходов в Екатеринбурге, тогда как рост бюджета составил 8%. В
Нижнем Новгороде наблюдается пропорция 1×1, прирост рекламных выходов
чуть более 8% повлек за собой собираемость доходов от рекламной
деятельности до уровня 8,6%.
Если ситуация в большинстве городов выглядит логично, прирост рекламных
выходов влечет за собой прирост бюджета, то Волгоград выбивается из этой
стройной логики. Чем же объясняется рост бюджета практически в 10%,
тогда как сокращение выходов упало на 6%? Объясняется это очень просто, в
конце года крупные издательские дома повысили прайсы на публикацию
рекламы в прессе, поэтому и прирост без учета инфляции выглядит
впечатляющим на фоне сокращения рекламы.
Таблица 1
Показатели бюджета и рекламных выходов в среднем за 4 квартал 2011 года в
процентах к предыдущему году аналогичного периода в разрезе городов
В целом общий прирост доходов прессы от
рекламы по итогам 4 квартала вырос до 5,0% , тогда как выход рекламы в
совокупном приросте остался практически на том же уровне. При этом
снижение дохода от рекламы по итогам 4 квартала на себе ощутили в
большей степени журналы, падение которых достигло до 3,6%. А вот
динамика по газетам, наоборот, улучшилась на 10%, тогда как рекламные
издания собрали доход чуть более 7%. Но говорить о преимуществе газет
рано, столь высокий показатель обусловлен приростом политической
рекламы, а не предпочтением рекламодателями в пользу газет.
Региональная реклама в разрезе сегментов
По расходам на рекламу в 4 квартале 2011 г. на первое место вышла
товарная категория «Парфюмерия». Ее прирост составил 231%, чуть меньше
выросли «Аудио, видео и фототехника» (195%), «политические организации»
(191%) и «одежда и обувь» (185%). Зафиксированы и значительные минусовые
динамические показатели. Так, бюджет «Алкогольных напитков и пива»
сократился на 17%, а «Услуг сотовой связи» – на 11%. Максимальное
падение зафиксировано для категории «Товары для животных» до 25%.
Таблица 2
Рекламные бюджеты товарных категорий в региональной прессе
за 4 квартал 2011 г. в % к аналогичному периоду предыдущего года
Региональные рекламодатели
Относительно крупных региональных
рекламодателей в 4 квартале можно сказать, что конец года сюрпризов не
принес. По данным мониторинга, основными рекламодателями, которые внесли
значительный вклад в формирование бюджета в региональной прессе,
оказались сфера финансовых услуг, сфера торговли, политические партии,
алкогольная продукция, медицина и товары потребительского спроса.
Таблица 3
Бюджеты региональных рекламодателей в целом за 4 квартал 2011 г.
Источник: http://www.adinpress.com/viewnewsmon.php?num=65 |