Вчера одна из достопримечательностей Норильска —
паровозик, стоявший на мосту у реки Амбарной, — сменила местожительство.
Паровоз Гр–274 (точно такие же когда–то ездили по
Норильской узкоколейке), приехавший на Север из Гайворонского
локомотивного депо (Украина), был создан в ГДР в 1950 году. Забрать его
без проволочек не дало начальство Одесской железной дороги, к которой
относилось депо: паровозик как пример транспорта, ездившего по
узкоколейной дороге, считался «старичком» и должен был быть сохранён как
память. Тем не менее благодаря содействию Министерства цветной
металлургии паровозик переехал–таки в Норильск. За него заплатили как за
металлолом, а в придачу отдали трактор «Беларусь». 12 февраля 1992 года
28–тонная покупка поехала в Мурманск, оттуда — в Дудинку. Ко Дню
железнодорожника, 29 июля 1992 года, паровозик, уже отремонтированный,
установили на мосту у реки Амбарной.Вчера он в
очередной раз в своей истории сменил адрес: теперь он установлен рядом
со зданием бывшего железнодорожного вокзала, нынешним управлением НЖД.
Переезд был запланирован заранее: ещё в понедельник железнодорожники
соорудили на улице Вокзальной постамент для нового экспоната. Как
рассказал «Заполярной правде» хранитель Музея истории и развития
Норильской железной дороги Николай Якушин, причина в том, что норильчане
не относятся к памятнику с должным уважением. «Его постоянно
расписывают надписями, срывают заводские бирки, повреждают. В последний
раз паровоз подкрашивали ко Дню Победы, а сейчас он вновь в таком
состоянии, что его хоть снова перекрашивай. А здесь он будет под
присмотром», — объяснил Николай Якушин.Ещё одной
причиной «переезда» паровоза стало аварийное состояние моста через реку
Амбарную, на котором он стоял. Норильчане и гости города фотографируются
на мосту; были случаи, когда люди с него срывались и падали в реку.
Сейчас отрезок железнодорожного пути демонтировали, а аварийный участок
оградят как опасное место. Технического задания на реставрацию моста
пока нет.Изначально на реке Амбарной планировалось
создать целый мемориальный комплекс. В него помимо паровоза должен был
войти и памятник заключённым — первым строителям железной дороги. Но
из–за нехватки денег реализовать проект полностью не удалось. «Искали и
устанавливали паровоз железнодорожники, содержала и ремонтировала тоже
НЖД. И мы же решили перенести его на новое безопасное место. Причём
безопасное и для этого памятника, и для норильчан», — сказал Николай
Якушин.Светлана ГУНИНА, Татьяна ЗАЧУПЕЙКОФото Александра ВАКУЛЕНКО
|