Почти треть работающих россиян считают себя
индивидуальными предпринимателями или «фрилансерами». И еще 39% россиян
хотят завести собственный бизнес, утверждает компания Kelly Services в
международном исследовании рынка труда. Толкает на такой шаг граждан
экономический кризис.
39% - это очень высокий результат. Для примера, в США своё дело мечтают
завести лишь 18% опрошенных, а в Германии и вовсе 9%.
Всего в исследовании Kelly Services были собраны сведения,
представляющие точку зрения около 134 000 человек в 29 странах мира. В
России в исследовании приняли участие почти 5 500 человек,
преимущественно белые воротнички городов-миллионников, 80% из которых
моложе 35 лет.
Наиболее заинтересована в создании своего дела молодежь из «поколения Y»
(так называют людей в возрасте 18—29 лет). 46% молодых россиян
планируют завести свой бизнес.
Менее самостоятельно более старшее «поколение X» (люди в возрасте 30—47
лет). Только 29% опрошенных подумывают стать индивидуальными
предпринимателями.
Самые пассивные — так называемое поколение бэби-бумеров, это люди,
родившиеся в период резкого увеличения рождаемости после войны. Им
сейчас по 48-65 лет, и лишь 19% из них мечтают о своём собственном деле.
«Люди «поколения Y» более свободны и уверены в себе и своих силах. Они
выросли в 90-е годы и, соответственно, в большей степени индивидуалисты,
чем люди старшего возраста»,
— подтверждает генеральный директор проекта Free-lance.ru Василий
Воропаев.
Примечательно, что среди мужчин и женщин индивидуальных предпринимателей
примерно одинаковое количество.
Впрочем, по мнению руководителя Исследовательского центра портала
SuperJob.ru Натальи Головановой,
цифры Kelly Services завышены. Такие данные могли возникнуть потому, что
опрос проводился среди тех, у кого есть доступ в Интернет, среди такой
категории людей доля фрилансеров традиционно выше.
Рост привлекательности индивидуального предпринимательства совпадает с
тенденцией перевода на аутсорсинг непрофильных бизнес-функций,
проводимого многими организациями с целью снижения издержек, отмечают
исследователи. Это, безусловно, создает для фрилансеров новые
возможности. Так, в отрасли с наибольшей концентрацией фрилансеров
попадают образование, услуги для бизнеса и коммунальное обслуживание.
Тот факт, что почти половина молодых людей планируют работать
самостоятельно, исследователи называют тревожным звонком для
работодателей, делающих ставку на молодежь. Для удержания и привлечения
молодых талантов предприятиям в будущем потребуется совершенно новая
мотивационная схема,
основанная на личной свободе, считают эксперты.
Впрочем, бояться работодателям, что они вот-вот потеряют всех молодых
работников, не следует: неуверенность в будущих доходах, недостаток
навыков и недостаток поддержки нередко заставляют людей забыть о частном
бизнесе, считают в Kelly Services.
Неуверенность в доходах останавливает уже на самой первой границе —
когда люди не понимают, как фрилансеры работают. Во фрилансе надо
доказать гораздо большему числу людей, что ты чего-то стоишь, и этот
путь не прост. Мешает сделать решающий шаг и неуверенность в своих
знаниях. В России только 17% респондентов полагают, что на их знания и
опыт в ближайший год сохранится высокий спрос. Это самый низкий
показатель среди всех стран — участниц исследования.
/"Газеты.ру"/ |
|