Интервью с исполнительным директором РОЦИТ Сергеем Плуготаренко
До октября 2010 года Минкомсвязи должно разработать свой
проект по поправкам в существующее законодательство по вопросам,
связанным с Интернетом. О своем видении регулирования интернет-отрасли и
о главных трендах рынка в 2009—2010 годах в интервью корреспонденту РБК
daily АЛЕКСАНДРУ ДЕМЕНТЬЕВУ рассказал исполнительный директор РОЦИТ
СЕРГЕЙ ПЛУГОТАРЕНКО.
— В этом году оживилась
дискуссия по поводу создания закона «Об Интернете». Какова сейчас
ситуация в разработке законодательных инициатив в этой сфере?
— Существуют течения, которые исповедуют разные подходы к
регулированию Интернета. Первый подход — создание модельного закона об
основах регулирования Интернета. Сейчас он разрабатывается в рамках
Межпарламентской ассамблеи СНГ. Здесь речь идет не о полноценном законе,
а о создании принципов, глоссария, включающего основные понятия в сфере
Интернета. Это должно помочь чиновникам лучше понимать Интернет.
Никакого отслеживания правонарушений и жесткого регулирования в
Интернете не планируется. За три года разработки этого проекта было
представлено 123 замечания, сейчас они учтены.
1 апреля в Одессе прошло очередное собрание экспертов по этому
закону — в рамках совета Межпарламентской ассамблеи никаких
дополнительных замечаний к документу с их стороны уже не было. Теперь
документ разошлют в парламенты стран СНГ. Их представители выскажут свое
мнение на уровне парламентов, а не экспертов. Важно, что этот документ
будет носить только рекомендательный характер.
Также межведомственная комиссия при Минкомсвязи, возглавляемая
заглавы министерства Алексеем Солдатовым, предлагает внести небольшие
поправки к существующим законам. В законах и подзаконных актах 1700
упоминаний слова «Интернет». По мнению Минкомсвязи, все такие упоминания
надо изучить и разработать поправки, учитывающие специфику Интернета,
устранив все разночтения. Здесь не идет речи о создании отдельного
закона «Об Интернете» и о жестком регулировании отрасли. Такой подход
устраивает рынок.
— То есть, на ваш взгляд, отдельного закона об Интернете
создавать в России не нужно?
— Приравнивание Интернета к СМИ, как это фактически фигурировало в
«проекте закона «Об Интернете», на наш взгляд, абсолютно нелогично.
Интернет — среда, а не объект закона. Ведь не важно, с помощью чего было
совершено преступление, — важен лишь факт. И уже этот факт можно
квалифицировать как правонарушение традиционными методами, не прибегая к
каким-то специальным формулировкам, связанным с Интернетом. То есть, на
наш взгляд, существующего законодательства вполне достаточно для
регулирования процессов в Сети, необходимо лишь уточнить понятийную
базу. А если какие-либо интернет-проекты регистрируются как СМИ и
регулируются соответствующим законом, это их свободный выбор.
— Каковы основные итоги и тренды 2009 года на интернет-рынке?
— В прошлом году Интернет впервые обошел печатный сегмент и радио по
объемам рекламы. Во многом этому способствовала активность среднего и
малого бизнеса, который активно рекламировался в Интернете. В итоге
реклама стала более широкопрофильной. Отрасли — лидеры по тратам —
автомобили, сотовые компании и производители бытовой техники —
по-прежнему тратят больше всех. Но небольшие рекламодатели берут
количеством, что в сумме и позволило рекламным бюджетам на Интернет
обойти печать и радио.
Развитию интернет-рынка способствовало и развитие мобильного
Интернета и ШПД. Обороты мобильного Интернета выросли более чем в два
раза, примерно до 50 млрд руб. в год. В итоге общее число пользователей
Интернета в России, тех, кто зашел в Сеть хотя бы раз в полгода,
достигло 43,3 млн человек. Число активных пользователей — тех, кто
заходит в Интернет хотя бы раз в неделю, по нашей оценке, сейчас
составляет 30—32 млн человек. Последнюю оценку мы еще не уточнили —
более подробные данные мы озвучим в рамках «РИФ+КИБ 2010».
— Каких изменений в интернет-отрасли вы ожидаете в 2010 году?
— В 2010 году основным трендом должен стать рост оборотов социальных
медиа. Они наконец нашли модель зарабатывания денег. В первую очередь,
это приложения, включающие платные услуги и сервисы. Второе —
тематические рекламные сообщения в социальных сетях. Такие сообщения
более эффективны, чем обычные баннеры на крупных порталах. Сегодня доля
рынка рекламы в социальных медиа весьма мала (менее 5% от рекламных
бюджетов), но она стремительно растет. Точных оценок нет, но примерно
этот рынок можно оценить пока в 20—30 млн долл. в год.
— В этом году будет запущен кириллический домен .рф. Насколько
он будет востребован пользователями Интернета в России?
— Такой домен безусловно нужен — как показывает практика, у нас в
России не так уж много людей, владеющих английским языком. Но раньше у
нас было больше оптимизма по поводу русскоязычной доменной зоны.
Внедряется эта инициатива не так, как нам мечталось, — процесс
регистрации доменов в зоне .рф малопонятен отрасли и вызывает много
нареканий. Например, мы не смогли получить домен риф.рф — а ведь это
крупнейшее мероприятие Рунета, которое мы организуем 14 лет подряд. Не
получили домен в зоне .рф и «Одноклассники». Я уверен, что главное в
интернет-бизнесе — это сам проект, а не доменное имя, поэтому и не
сильно переживаем по этому поводу. Надеюсь, внедрение домена .рф в
дальнейшем будет происходить более успешно и прозрачно.
Источник: РБК daily
|